Бажбеук-Меликян: три поколения династии художников. Часть вторая

Бажбеук-Меликян: три поколения династии художников. Часть вторая

История искусства знает немало примеров выдающихся династий, где талант и вдохновение передаются из поколения в поколение. Одна из таких династий — семья Бажбеук-Меликян. Александр Бажбеук-Меликян, живописец XX века, не был признан при жизни, но его работы стали частью истории искусства. Его творческое наследие продолжила дочь, Лавиния Бажбеук-Меликян. Обладая природным талантом и утонченным чувством красоты, Лавиния не только была музой для многих художников, но и сама стала заметным мастером кисти. Она связала судьбу с художником Александром Сухановым, и в этом браке родилась их дочь Мариам Суханова. Вдохновленная наследием семьи, Мариам также выбрала путь художника. В этой творческой семье таланты не ограничивались одной линией: сестра и брат Лавинии, Зулейка и Вазген, также посвятили себя живописи. В материале речь пойдет о Лавинии Бажбеук-Меликян, народной художнице Армянской ССР, в работах которой соединены традиции русской реалистической школы и национальный колорит армянского искусства.

 

Лавиния Бажбеук-Меликян, На горные пастбища, 1957.

 

Лавиния Бажбеук-Меликян родилась 3 апреля 1922 года в Тбилиси, в семье известного художника Александра Бажбеук-Меликяна. С раннего возраста она была окружена искусством и культурой, что оказало значительное влияние на ее будущую карьеру. В 1944 году Лавиния окончила Ереванское художественное училище. В этом же году художница отправилась на поезде учиться в Москву. Тем же поездом ехали молодые студенты-художники, которые в разговоре с Бажбеук-Меликян отметили, что особым талантом на курсе обладает Александр Суханов. Позднее его работы поразили Лавинию, а Александр стал ее мужем. В 1951 году Московский художественный институт им. Сурикова. По окончании учёбы в институте Лавиния работала над мозаичным панно в московском метро под руководством Павла Корина.

 

Лавиния Бажбеук-Меликян, Натюрморт с белой фруктовой вазой, 1997.

 

Позднее Лавиния вернулась в Ереван и начала активно участвовать в художественной жизни города. Творческое кредо Лавинии Бажбеук-Меликян окончательно сформировалось в Армении и прежде всего в армянских деревнях, куда она систематически выезжает. В каком бы жанре не выступала художница, дух армянской деревни, ее непритязательность и естественная красота присутствуют постоянно. В своих картинах она умело сочетала элементы армянской традиционной культуры и современные художественные течения. Лавиния экспериментировала с цветом, формой и текстурой. Художница писала пейзажи Армении, картины из жизни армянских крестьян.

Помимо своего творчества, Лавиния Бажбеук-Меликян была также известна своим обаянием, теплотой и гостеприимством. По свидетельству дочери художницы Мариам Сухановой, ее родителей окружали Фаворский, Ефимов, Лебедева, Корин, Сарьян, Шаховской, Параджанов. Большая дружба объединяла Лавинию с Лебедевой, художница написала портрет скульптора. Скульптуры Лебедевой часто изображены на натюрмортах Бажбеук-Меликян. Лавинию, в свою очередь, писали и рисовали многие: Сергей Герасимов, Арпеник Налбандян, сестры Мариам и Иранки Асламазян, Арутюн Галенц, Нина и Дима Жилинские, множество портретов написаны Александром Бажбеук-Меликяном.

 

Лавиния Бажбеук-Меликян, Античный торс с отражением, 1984.

 

Лавиния выступала часто автором портретов, а не моделью. В жанре портрета особенно бросается в глаза ее аскетичная неприемлемость эстетства, красивости. Ее волнует модель, как цельность характера, внутренней и внешней формы, как тип, категория личности. Она совершенно исключает атрибуты, определяющие специфику труда портретируемого, раскрывая ее через внутреннее ощущение личности, через руки, которым она уделяет не меньше внимания, чем лицу. Ценность лучших портретов Лавинии в их непосредственности, живости характеров, далеких от помпезности и парадности, совершенно не присущих людям труда. Лавинию волнует фактура модели и, что не менее важно, человеческие качества портретируемого, правдивость образов. Рождению портрета предшествует долгое изучение натуры, длительная моральная подготовка к непосредственному процессу работы на холсте. Ею создана большая серия портретов деятелей армянской и русской культуры, к наиболее значительным следует отнести созданные в разное время образы Александра Бажбеук-Меликяна, Минаса, Нисского, Александра Суханова, Нины Жилинской, Зулейки Бажбеук-Меликян, Марата Варжапетяна, Арамазда Шираза.

 

Лавиния Бажбеук-Меликян, Портрет Минаса Аветисяна, 1965.

 

Предельная искренность отличала полотна художницы. Она не обращалась к сложным сюжетам, а изображала то, что видела вокруг, что ее волновало. Ее кисть черпала силу в родной природе. Та внутренняя экспрессия, которой пронизаны все полотна художницы, сообщают им особую одухотворенность и эмоциональность. Бажбеук-Меликян были безмерно дороги самые простые вещи, в которых заключалась для нее тайна искусства. В ее натюрмортах оригинально все: и цветовое звучание, и то, как художница располагала предметы - посуду, керамику, фрукты. Посреди этих вещей нередко оказывался ангел или скульптурная фигура, придававшие ее полотнам благородную торжественность и значительность.

Художница умела найти красоту в обычном и будничном, соединить в полотне реальное и условное, обобщить форму, заставив предметы заиграть новыми гранями. Она выработала свой собственный выразительный язык и стиль. Однажды увидев полотна Лавинии Бажбеук-Меликян, трудно ошибиться в их авторстве, настолько своеобразна ее творческая индивидуальность.

На обложке: Лавиния Бажбеук-Меликян, Автопортрет, 1979.

Бажбеук-Меликян: три поколения династии художников. Часть вторая