Режиссёр Атом Эгоян: «Всегда нужно бросать себе вызов»
19 июля Атом Эгоян, выдающийся режиссёр и сценарист армянского происхождения, отмечает свой 64-й день рождения. Его фильмы, известные своей уникальной стилистикой и глубокими психологическими сюжетами, стали культовыми и получили признание на международных кинофестивалях. Эгоян продолжает вдохновлять зрителей по всему миру, оставаясь одной из самых влиятельных фигур в современном кинематографе. Вспоминаем его путь, а также новую работу, которая была показана на «Берлинале» в 2023 году.
Атом Эгоян родился в Каире, в семье потомков армянских беженцев. Из-за изменения политической ситуации в Египте вся семья была вынуждена переехать в Викторию, провинцию Британской Колумбии.Для будущего кинематографиста этот опыт был одним из ключевых, что позднее осмыслялось в жизни и творчестве.
Семья Эгояна не имела доступа ко всему своеобразию армянской культуры, учитывая насколько далеко была Виктория от небольшого сообщества армян в Ванкувере. Тем не менее, дома говорили и на армянском языке. Атом говорил на нём ровно до одного переломного момента: когда бабушку отправили в дом престарелых, это сильно опечалило мальчика и вызвало внутренний бунт — он стал отказываться говорить на армянском. Конечно, это не продлилось долго — режиссёр всегда считал родным именно армянский и возобновил уроки, когда поступил в университет.
Как начался его путь в кино? В 18 лет Эгоян переезжает из Виктории в Торонто, чтобы изучать международные отношения. Интерес к съемкам у него возник не сразу: первой любовью режиссера была драматургия. Со временем к Атому пришло осознание, что камера может эмоционально вовлекать и проникать в те грани жизни, которые недоступны театру. Чтобы снять свой первый полнометражный фильм, он долго учился и тренировался на небольших проектах и короткометражных фильмах для кинокомпании «Харт Хаус» при Университете Торонто. Начиная с фильма «Ближайший родственник» (1984), Эгоян пытается найти точки схождения между разными людьми, нащупать связь с семьей и ответить на вопросы, связанные с национальной идентичностью.
Об Арсинэ и Армении
«Наша совместная жизнь — это процесс постижения армянского самосознания.
Мы вместе пытаемся понять, что оно означает»,
— Атом Эгоян
Ключевое место в жизни и картинах Атома занимает актриса Арсинэ Ханджян. Союз с ней подвёл Атома Эгояна к изучению наиболее важной и личной темы, касающейся армянской истории и идентичности:
«Вдвоем мы взяли на себя обязательство работать над образом проблемы нашего самосознания и Геноцида. С самого начала это было тем, что нас объединяло. С точки зрения самосознания, родиной для меня является Армения. Это место, куда я постоянно возвращаюсь. Я не был в Арабкире, но обязательно побываю. Я не был в Васпуракане, откуда родом моя семья. Я посетил эти места через фильм “Арарат”»
Когда Атом переехал в Торонто, он сразу был вовлечен в жизнь армянской общины, где действовала Армянская студенческая ассоциация при университете. Кинематографист вспоминает этот период как основополагающий на пути его становления:
«Этот период моей жизни был довольно бурным. Ведь столько нужно было переварить и понять! Самой большой загадкой было: как кто-то мог яростно отрицать то, что стало такой катастрофой для нашего народа? Ощущение безвыходности ситуации и попытки разобраться в том, как все произошло и как это все еще продолжается, сильно повлияли на становление моей личности».
Знакомство с Арсинэ произошло в тот период, когда Атом наиболее остро переживал происходящее с армянским сообществом — разговоры с ней помогали ему найти ответы на свои вопросы:
«Для некоторых армян диаспоры национальная идентичность связана прежде всего с фольклором — традиционные блюда, танцы — всё это. Но для меня ключевым моментом осмысления моего армянского наследия стала проблема Геноцида армян и ее значимость».
Первая поездка в Армению состоялась только в 1991 году: в это время картина «Страховой агент» должна была быть показана на Московском кинофестивале. Через пару лет он снял фильм «Календарь» на своей исторической родине.
Отчужденность, выраженная через речь и технологии
Исследование природы изображения и воздействия технологий, которые способны захватывать всё — одна из центральных тем в фильмографии режиссера. Видеоэкраны в фильмах «Семейный просмотр (1987) и «Роли с текстом» (1989) разрастаются до той степени, что начинают поглощать кинематографическое пространство, образуя особенную последовательность. Технологии в его картинах будто подчеркивают одновременную близость и разрастающуюся пропасть между людьми. Отчужденность людей друг от друга не подвластна языку, но её можно отобразить через другие носители.
Из этого возникает и другая тема, которая прослеживается на всем пути режиссера — разрушение коммуникации и попытка её восстановить. Например, это происходит через иностранную речь — герои Эгояна говорят не только на английском, но и на армянском, арабском и других языках. Технологии и языковая пропасть между персонажами подводят зрителя к вопросам, которые шире трудностей перевода.
Киноязык Атома Эгояна
«Все мои фильмы — очень личные истории, рассказанные определённым образом».
— Атом Эгоян
Атом Эгоян в своих работах мастерски использует кинематографические приемы для создания атмосферы и раскрытия внутренних миров своих персонажей. Его уникальный подход к монтажу, композиции кадра и работе с актёрами создаёт сложные и многозначные произведения, которые требуют от зрителя вдумчивого восприятия и анализа.
Особенность фильмов Эгояна — работа с травматичными эпизодами, которые не сразу всплывают в памяти человека. Травма может быть спровоцирована разными событиями, но она не становится центральной в сюжете картин, а только подводит к неожиданным открытиям, которые невозможны были бы без спускового крючка. В первую очередь, это работа с самыми тёмными и недоступными закоулками человеческой психики. Это медитативное и вовлекающее зрителя повествование, через которое постепенно раскрываются более глубинные темы.
Кадры из фильма «Арарат». Источник.
Атом Эгоян свои работы считает глубоко личными. С юности его стала занимать связь с Арменией, её сложная и трагическая история, травма, которая живёт глубоко внутри каждого. В 2002 году он выпустил полнометражный фильм «Арарат», в котором напрямую осмыслял Геноцид армян:
«К чистому кинематографу я бы отнёс такие работы, как "Календарь", "Семейный просмотр" или "Арарат". В них я стараюсь говорить о более сложных вещах, они отличаются визуальной текстурой и кинематографическим выбором. Для меня важна алхимия визуального ряда, метафизическое наполнение, вопросы философии».
Портрет Аршила Горки с матерью. Источник.
В фильме показано только одно полотно Аршила Горки — портрет матери. Одна из ранних работ режиссера, «Портрет Аршила» (1995), исследует особенности этой картины. Эгоян вернется к ней спустя много лет в проекте с композитором Мэри Куюмджян «Они заберут мой остров»: всё внимание камеры направлено на детали: руки матери, замазанные художником, её грустный глубокий взгляд, платье с цветочным узором. Это единственное, что осталось от неё. В своей работе Эгоян старался подчеркнуть значимость одной фотографии во всей дальнейшей жизни Аршила Горки.
Возвращение в кинематограф: фильм «Семь вуалей»
В 2023 году Атом Эгоян вернулся в мир кинематографа с новой картиной «Семь вуалей». Главную роль исполнила Аманда Сейфрид. В процессе создания кино наиболее важное место занимает работа с актером, что подчеркивает и Атом Эгоян, комментируя выбор актерского состава:
«Я хочу, чтобы мои актеры вкладывали в свои образы максимум человечности. Мы можем говорить об этих идеях, и я люблю говорить об этих идеях, но именно они защищают чувства человека, не так ли?»
Сюжет картины
Фильм повествует о театральном режиссере Джанин, которой выпадает шанс интерпретировать оперу Штрауса «Саломея».
На «Золотом абрикосе» режиссёр подробнее рассказал журналистам о замысле своего фильма:
«Он символизирует желание, мечту, силу. Мы должны понимать, что живем в очень тяжелые времена, иногда не все, чего мы хотим, является необходимым. Главную роль в фильме я доверил Аманде Сейфрид. Героиня, которую она играет, очень одинока, но ее окружают семь мужчин из ее прошлого, настоящего и будущего. Она преодолевает все проблемы довольно необычным способом».
Работа над произведением вовлекает героиню вглубь собственной памяти, открывая неизведанные ранее темные уголки. Старые травмы начинают охватывать Джанин, будто бы возникая в её жизни снова, но прохождение через эти эпизоды ведёт её к главному: к возможности создать наиболее впечатляющую и эмоционально наполненную версию оперы Штрауса.
«Семь вуалей» была показана на Берлинале в 2023 году, а в 2024 на международном кинофестивале, который ежегодно проходит в Армении, — на «Золотом абрикосе».
«Я очень рад, что снова участвую в фестивале, и по случаю Вардавара меня облили водой, что было похоже на крещение».
— Атом Эгоян о своём участии в фестивале
Премьера Эгояна была первой работой, с которой начался фестиваль в этом году. Также режиссёр был в качестве приглашенного жюри короткометражных картин. На фестивале Атом Эгоян был награжден «Параджановским талером» за вклад в кино.
В материале использованы интервью Атома Эгояна армянским изданиям «Armenpress» и «Спутник Армении»; журнал «Ереван» и информация с официального сайта режиссера.
На обложке — фотография для журнала Nuvo