Древняя карта древнего неба

Атлас «Историческая картография Армении» Затика Ханзадяна содержит не только карты земель и исторические справки, но и изображения других артефактов, имеющих отношение к истории и культуре региона. Среди них — Дендерский Зодиак, древнеегипетский барельеф, изображающий небесный свод. Его присутствие в атласе может показаться неожиданным, однако, как мы увидим далее, оно имеет своё объяснение.

Дендерский Зодиак — один из самых известных и загадочных артефактов Древнего Египта. Это барельеф, изображающий небесный свод со звёздами, созвездиями и планетами. Он был обнаружен в конце XVIII века на потолке храма богини Хатхор в Дендере, небольшом городке на берегу Нила. Сегодня оригинал этого удивительного произведения искусства хранится в Лувре (Париж), а в храме Хатхор можно увидеть его копию.

 

Дерндерский Зодиак (Лувр).

 

Дендерский Зодиак представляет собой круг, разделенный на 36 деканов — участков неба, через которые Солнце проходит за год. Каждый декан соответствует примерно 10 дням. Внутри круга расположены изображения зодиакальных созвездий, а также фигур египетских божеств, связанных с астрономией и астрологией. Среди них можно узнать Ориона, Сириус, Большую Медведицу и другие знакомые нам небесные объекты.

Некоторые учёные считают, что Дендерский Зодиак — это своего рода астрологический календарь, использовавшийся для предсказания будущего. Другие видят в нём отражение древнеегипетских мифов и космологических представлений. Есть также гипотезы, связывающие Зодиак с какими-то важными историческими событиями, например, с рождением фараона.

Одним из самых интересных аспектов Дендерского Зодиака является его датировка. Исследования показали, что барельеф был создан в греко-римский период, примерно в I веке до н.э. Однако, многие исследователи полагают, что он основан на гораздо более древних астрономических знаниях, возможно, восходящих к эпохе Нового Царства (XVI-XI века до н. э.).

 
 

Так что же делает Дендерский Зодиак в картографическом атласе?

Хотя Дендерский Зодиак и представляет собой изображение неба, его включение в картографический атлас не случайно. В древности астрономия и география были тесно связаны. Небесные светила служили ориентирами для путешественников и мореплавателей, а знание астрономических циклов было необходимо для составления календарей и определения времени года. Поэтому Дендерский Зодиак можно рассматривать как своеобразную карту небесной сферы, дополняющую земные карты и помогающую ориентироваться как во времени, так и в пространстве. Он представляет собой ценный исторический источник, свидетельствующий об уровне астрономических знаний древних египтян и их представлений о мироздании.

Это артефакт, хоть и созданный в другой культуре, демонстрирует универсальность человеческого стремления к познанию вселенной. Включение Зодиака в атлас подчёркивает важность астрономии и навигации в истории, показывая, как древние знания помогали людям исследовать мир и устанавливать связи между разными культурами.

Небо в Армянской мифологии

Армянский народ, подобно многим древним цивилизациям, вглядывался в звёздное небо, ища ответы на вечные вопросы о происхождении мира, жизни и смерти. Армянская мифология, богатая поэтическими образами и глубоким символизмом, рисует картину мира, разделённого на три уровня: небо, землю и подземный мир.

Небеса представлялись не просто абстрактным пространством, а величественным городом, окружённым неприступными стенами с сияющими медными вратами. Между небом и землёй простирается бездонное море, символизирующее границу между мирами, а у райских ворот течёт огненная река, преграда для душ, стремящихся в рай. Перекинутый через эту реку мост «мазэ камурч», сотканный из одной-единственной волосинки, становится символом хрупкости человеческой жизни и тяжести грехов, способных низвергнуть душу в огненную бездну. Земля, в свою очередь, не имеет твёрдой опоры, а покоится либо на рогах могучего быка, чьи движения вызывают землетрясения, либо на спине гигантской рыбы Лекеон, плавающей в безбрежном мировом океане. Бесконечные попытки рыбы поймать свой хвост, постоянно сотрясающие её огромное тело, становятся причиной землетрясений, а если ей удастся достичь своей цели — миру, согласно мифу, наступит конец.

Особое место в пантеоне армянских божеств занимают небесные светила — Солнце (Арев) и Луна (Лусин). Они — брат и сестра, дети небесного бога, воплощающие жизненную силу, свет и течение времени. Их культ был широко распространен в древней Армении: статуи Арева и Лусин украшали храм в столице Армавир, а секты солнцепоклонников (arevordikʻ) продолжали существовать даже в XII веке. Многочисленные мифы повествуют об их непростых отношениях, полных ссор и примирений, отражая цикличность природных явлений и вечную борьбу противоположностей. Фазы луны, меняющие свой облик на ночном небе, связывали с жизненным циклом Лусина: новолуние ассоциировалось с юностью, полнолуние — с расцветом сил и зрелостью, а убывающая луна — со старостью и уходом в рай, откуда Лусин возвращается обновлённым, символизируя бесконечный круговорот жизни и смерти.

Звезды в армянской мифологии не просто далёкие огоньки, а души предков, наблюдающие за своими потомками с небесных высот. Культ звёзд тесно переплетался с культом предков, создавая связь между прошлым, настоящим и будущим. Прародитель армян, Хайк, изображался астральным лучником, ассоциирующимся с созвездием Ориона. Каждому человеку, согласно поверьям, соответствует своя звезда, меркнущая при приближении опасности и падающая с неба в момент его смерти. Млечный Путь, раскинувшийся серебристой лентой по ночному небу, назывался «Дорогой Соломокрада» или «Следом Кумушки». Его происхождение объяснялось двумя поэтичными образами: молоком, разлившемся из груди убитой женщины-оборотня, или следом из соломы, рассыпанным кумой, укравшей её у кума и со стыда вознесшейся на небо. Большая Медведица представлялась семью болтливыми кумушками, превращенными разгневанным богом в созвездие.

Хотя египетская и древнеармянская культуры развивались независимо, их мифологические представления о небесных светилах обнаруживают любопытные переклички. Как египтяне почитали Ра и Хонсу, так и армяне возвеличивали Арев и Лусин, наделяя Солнце и Луну божественной силой и влиянием на земной мир. Обе культуры видели в звёздах души предков и стремились объяснить небесные явления через мифы и легенды. Однако, в отличие от сложной и систематизированной египетской астрономии, отражённой в Дендерском Зодиаке, древнеармянская космогония, хоть и знала созвездия, была более поэтичной, фокусируясь на взаимоотношениях небесных божеств, а не на точных астрономических вычислениях. Это различие подчёркивает многообразие путей, которыми древние цивилизации постигали тайны вселенной.


 

Дендерский Зодиак. Атлас «Историческая картография Армении» Затика Ханзадяна.


Источники:

1.
Статья об армянской мифологии;

2. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры);

3. Армянский эпос и мифология;

4. Статья о Дендерском Зодиаке.

 
Древняя карта древнего неба