Верования древних армян
Армения (Армянское нагорье) с древнейших времен считалась для Ближнего Востока центром мира. По Библии, Бог построил Эдемский рай на востоке, то есть в Северной Месопотамии (в исторической Армении) у истоков райских рек Тигра и Евфрата. Здесь же Бог создал первую человеческую пару — Адама и Еву (Бытие 2:8–16). По этой же традиции после Всемирного потопа Ноев ковчег остановился на вершине Араратских гор (в Армении), и фактически второе происхождение человечества тоже связано с Арменией, откуда по всему свету расселились потомки Ноя (Бытие 8:4–5; Бытие 10:1–32).
На территории Армянского нагорья и в центре Малой Азии сложились крупные государственные объединения II тыс. до н.э., постепенно сформировался армянский этнос, впитав культурную традицию древнейших цивилизаций.
Истоки древнеармянской мифологии и верований восходят к индоевропейской культуре, к наследию народов, заселявших территорию Армянского нагорья (хурриты, хетты, урарты, митаннийцы и др.), впоследствии вошедших в состав армянского народа, а также к влияниям древних цивилизаций Передней Азии (месопотамской, иранской) и позже — греческой.
По мифологическим представлениям армян, мир составлен из трех частей: Неба, Земли, Моря, — причем Море выступает как образ нижнего мира, стихия хаотических вод, окружающая космос со всех сторон. По другим же представлениям мир построен по трехъярусной системе: Небо, Земля и Подземелье. Небо и Земля, в свою очередь, состоят из семи зон. В глубине Неба и Земли простирается океан из Черной воды (Sev ĵur) — символическое представление хаотических вод. Он часто находится в последней седьмой зоне Подземелья. К концу мира Небо и Земля разверзнутся, и Черная вода хлынет из недр. Она покроет весь мир, и он разрушится. В организме каждого человека есть Черная вода, которая часто ослепляет его.
В загадках, заговорах, средневековых песнях часто выступает образ космического дерева, находящегося на бездонном море или в качающейся на морских волнах лодке. Иногда человек тоже представляется в образе дерева или столба, состоящего из разных частей, что изофункционально представлениям космического дерева (столба), символически отражающего образы макро- и микрокосмоса. Согласно космогоническому воззрению, Земля окружена огромной рыбой Лекеон, или Левиатан (Левиафан), плавающей в мировом Океане. Рыба пытается поймать свой хвост, но ей это не удается. От ее движений происходят землетрясения. Когда она переворачивается на спину, от блеска брюха образуется зарница. Если рыбе удастся поймать свой хвост, а это случится к концу Света, то разрушится мир.
По другому представлению, плоская кругообразная земля находится на рогах огромного вола. И когда озорные осы и мухи начинают кусать его лицо, он от боли встряхивает голову, отчего и происходит землетрясение.
В преданиях народа значительное место занимают астральные сюжеты. В древности официальная религия армян включала культ Солнца и Луны. Статуи воплощающих их божеств находились в храме древнеармянской столицы Армавир. Солнцепоклонники — arevordikʻ — продолжали существовать среди армян еще в XII веке.
Богаты мифологические сюжеты о Солнце и Луне — Arev и Lusin. По этим мифам Солнце и Луна — дети небесного бога, близнецы — сестра и брат. Часто Солнце — сестра, а Луна — ее брат. Иногда они меняются местами, ссорятся и мирятся.
Со звездами был тесно связан культ предков. Так, hАйк — предок армян — астральный лучник, отождествлялся с созвездием Орион. Согласно народным верованиям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, которая меркнет, когда ему угрожает опасность, и падает с неба, если человек умирает.
Существует множество мифов о Млечном пути, названным часто Дорогой Соломокрада или Следом Кумушки. По одному сюжету, у убитой женщины-оборотня из груди разбрызгалось на небосклоне молоко и образовался Млечный путь. По другому сюжету, крестная мать ворует у крестного отца солому. Кум заметил это, и кума, рассыпая по пути солому, поднялась со стыда на небо. След этой соломы до сих пор сохранился там в виде звезд.
Чередование дня и ночи представлялось как следствие сматывания и разматывания белых и черных клубков старцем Жук у жаманак, сидящим на высокой горе и олицетворяющим время.
Издревле вокруг конкретных природных реалий (горы, реки, камни, озера, источники) складывались многочисленные мифы и легенды. Так, согласно верованиям, армянские горы некогда были людьми-исполинами либо демонами. В одном из вариантов мифа все они представлены как братья. Утром, пробуждаясь, они затягивали свои пояса, затем приветствовали друг друга. Но, постарев, она перестали затягивать ремни и здороваться. Бог наказал братьев, превратив их в горы, пояса — в зеленые равнины, а их слезы — в родники.
Все нарушения делятся на следующие группы: нарушение ритуала, нарушение космического порядка, нарушение моральных норм — семейных и социальных. В большинстве своем персонифицированные горы выступают парами, и между ними всегда наблюдается конфликтная ситуация. Такими парами являются Масис и Арагац, Марута и Андок, Мрав и Дагестанская гора, Загрос и Таврос.
Из природных реалий персонифицированы также огонь и вода, выступающие как близнецы сестра и брат. Сестра-огонь поссорилась с братом-водой, поэтому между ними вечная вражда: вода всегда гасит огонь.
В большинстве мифов животные, растения первоначально имели антропоморфный облик. Священными животными выступают бык, олень, медведь, кошка, собака, рыба; священными птицами — аист, ворона, журавль, голубь, ласточка, петух.
В эпосе «Давид Сасунский» вестник и посланник богов — ворона. Вещей птицей, глашатаем утреннего света выступает петух, воскрешающий людей от временной смерти — сна, отгоняющий духов болезни. Аист фигурирует в мифах как вестник весны и защитник полей.
Легенда о «тысячеголосом соловье» Азаран Блбул
Когда в долине у подножия Арарата зацветают дикие сады, тысячи птиц оглашают равнину чудесным пением. Люди приветствуют приход весны и вспоминают легенду об Азаран Блбул, без которой она никогда бы не наступила.
Эта маленькая птица с ярким оперением всегда пела звонче всех. От ее волшебного искусства расцветали засохшие сады, а горы и долины покрывались буйной растительностью. Она не заводила птенцов, была единственной на земле и не имела себе подобных.
Когда птица доживала до старости и уже чувствовала приближение смерти, она устраивала гнездо из редких трав и диковинных растений. Травы были сухими и легко воспламенялись. В момент смерти птица вместе с гнездом сгорала дотла. А потом из теплого пепла образовывался маленький комочек, и вырастал птенец, похожий на прежнюю Азаран Блбул.
О способностях Азаран Блбул возрождаться из пепла, устремляться ввысь и приносить на землю весну знали и первые армянские племена, и легендарные цари-герои. Они верили, что там, где поет и заливается этот крохотный певец, — всегда достаток, счастье и любовь. И никто никогда не осмеливался обидеть его или поймать в свои сети. Потому что если спугнуть Азаран Блбул, она навсегда покинет цветущую долину и никакие силы не смогут вернуть ее в предгорья Арарата.
Многие мифы посвящены змеям, культ которых издревле был распространен в народе. Особенно почитался уж, которого считали другом армян и даже называли «армянином». Считалось, что священные змеи живут в пещерах в своих дворцах. У их царей на голове находится драгоценный камень или золотые рога, у каждого из них — войско.
В армянской мифологии важное место занимают мифы и верования, связанные с демонами и злыми духами, общее название которых čʻarkʻ или čʻarunkʻ — «злые». Самыми архаичными из них являются вишапы, дэвы и каджи. В мифах и заговорах в качестве злого духа выступает волк. Персонифицируются болезни, злой глаз, дух зимы — švot, духи — alk’, t’pʹła, причинявшие вред роженицам и новорожденным, дух или ангел смерти, духи воды, топившие пловцов или поражавшие ночных прохожих; эротические духи сна, вызывавшие удушье, призраки усопших.
В верованиях важное место занимают легенды об атмосферных явлениях. Так, бурю, смерч или грозовые облака олицетворяют вишапы. Они живут на высоких горах, на небе и в больших озерах. Вишап, доживший до тысячи лет, может проглотить весь мир. Во время грозы постаревшие вишапы поднимаются с высоких гор, пещер или озер на небо, а небесные вишапы спускаются на землю.
С утверждением христианства образ Громовержца постепенно заменялся христианскими святыми и ангелами, чаще архангелом Гавриилом — Gabriel Hreštak, во время грозы вступающими в бой с вишапами. Вишапы пытаются проглотить солнце, ангелы же сражаются с ними. Ангелы вздымают вишапов к самому солнцу, от лучей которого они превращаются в пепел.
В армянской мифологии большое место занимает мотив смерти. Она представляется как вечный или черный сон, а сон — как временная смерть. Каждое утро считалось воскресением душ при утренней заре. Судьба человека была предопределена уже при рождении. Она писалась ангелом на лбу. Счет дней жизни человека велся на небе или на горе. Здесь для каждого есть свой сосуд, в который ежегодно добавляется капля воды. Когда он наполняется, человек умирает. Смерть даже представлялась как борьба между человеком и ангелом смерти, который мечом или копьем ударяет умирающего и отнимает у него душу. Душа человека после смерти проходит по мосту-волосинке, протянутому над огненной рекой ада. Если это душа праведника, то она безопасно проходит мост и попадает в рай. Если грешника — мост от тяжести грехов рушится, и она проваливается в ад.
Источник:
Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).