Коллекция «армянского Третьякова» Арама Абрамяна

Коллекция «армянского Третьякова» Арама Абрамяна

Арам Яковлевич Абрамян — заслуженный деятель науки, врач-уролог, создатель школы отечественной урологии и коллекционер искусства. Арама Абрамяна называли «армянским Третьяковым», подарившим Еревану коллекцию русской живописи конца XIX – начала XX века. Его вклад значителен для представления русского искусства в Армении: собрание включает работы лучших художников дореволюционного и советского времени. 5 июня в Третьяковской галерее откроется выставка «Москва — Ереван — Москва. Музей русского искусства. Коллекция А.Я. Абрамяна». В рамках международного выставочного проекта впервые будут широко показаны произведения, ранее принадлежавшие профессору Абрамяну. В преддверии выставки расскажем о пути коллекционера и ученого.

Д.А. Налбандян, Портрет А.Я. Абрамяна. 1976. Музей русского искусства. Источник: Третьяковская галерея

Арам Яковлевич Абрамян родился 31 декабря 1898 года в Тифлисе в семье владельца магазинов скобяных товаров и строительных инструментов. О родственниках коллекционера известно мало, ранние воспоминания о детстве и юности не сохранились. В Тифлисе на учебе в третьей мужской гимназии, в которой Арам Абрамян учился до 1917 года, возник интерес к делу всей его жизни — к медицине. В студенческие годы юношу увлекла хирургия, что в дальнейшем выросло в исследование урологических заболеваний. Как врач-уролог Абрамян написал более 100 работ, посвященных этой области и стал важной фигурой в советской медицине.

Его вклад в культуру Армении обладает не меньшей значимостью, чем заслуги в хирургии. Арам Яковлевич сочетал профессиональный интерес к медицине с любовью к литературе и искусству. Он был ценителем русской живописи, знания позволили ученому собрать панораму работ русского искусства рубежа веков. Однако коллекция полотен художников конца XIX – начала XX века не представляла единое целое для экспонирования в Москве. Картины хранились в квартире медика, где о каждой работе он рассказывал гостям и водил экскурсии по комнатам. 

Арам Абрамян с женой, Марией  Абрамян. Фото из книги «Коллекция Арама Абрамяна»

Нейрофизиолог Эзрам Асратян вспоминает Абрамяна как человека, который жил своей коллекцией: «Вы входите в мир искусства, и какого! Картины целиком “оккупировали” большую квартиру Абрамянов, они составляют содержание второй жизни своего вдохновленного и очарованного хозяина. Можно сказать, что живопись выразила его индивидуальность, стала своего рода олицетворением его натуры».Собрание было для Абрамяна личным достоянием, к которому он относился внимательно. 

 
 

Источник: Музей русского искусства

В коллекцию входило более 350 картин, в том числе скульптуры и предметы прикладного искусства, которые «армянский Третьяков» с интересом собирал. Коллекция включала произведения таких выдающихся мастеров, как Константин Коровин, Александр Головин, Александр  Бенуа, Борис Кустодиев, Пётр Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин, Наталья Гончарова. Абрамян приобретал работы не только начала двадцатого века, в его коллекцию входят работы шестидесятников, в том числе Виктора Попкова и Николая  Андронова. Собранная коллекция охватывает как русское искусство, так и армянское: в основном, представлены пейзажи, но место имеют работы и современных армянских художников. Картина Минаса Аветисяна «Мы здесь жили – Джаджур» не противоречит целостности собрания, а дополняет её многообразие.

К.А. Коровин, Натюрморт. 1976. Музей русского искусства. Источник: Третьяковская галерея

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов отмечает, что Арам Яковлевич собирал работы тех художников, творчество которых в дальнейшем предопределило развитие советского искусства. Нет точных сведений о первой приобретенной картине, появившейся в квартире Абрамяна. Но с 1960-х годов он стал собирать работы отдельных художников, вызывающих у него интерес, представителей определенных художественных течений и объединений. Все эти произведения связаны темой внутренних и внешних изменений, вызванных временем. Вероятно, чутье Абрамяна наводило его на полотна творцов, которые наиболее отчетливо передавали революционную эпоху и изменения взгляда на мир. В работах художников отображена, как пишет Дмитрий Сарабьянов, «жажда перемен и их предчувствие»

С.Ю. Судейкин, Петрушка, 1915. Музей русского искусства. Источник: Третьяковская галерея

Большинство живописцев, чьи произведения Абрамян собирал, творили в 80–90-е годы XIX века. Этот выбор работ складывал целостное представление о периоде с 1890 до 1930. Сарабьянов пишет: «Они завершали своим творчеством важный период в истории русской художественной культуры и открывали новый». Эта оценка касается художников объединений «Мир искусства»,  «Голубая роза»,  работ художников  «Бубнового валета». В коллекцию входят работы авангардистов — картины Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова и других художников составляют важную часть собрания. 

Н.С. Гончарова, Пруд, 1906. Музей русского искусства. Источник: Третьяковская галерея

Содержимое коллекции искусствовед Дмитрий Сарабьянов разделяет на несколько групп. Первая группа объединяет произведения преимущественно московских мастеров конца XIX – начала XX века. Это работы Михаила Нестерова, Константина Юона и  Игоря Грабаря, стремившиеся к непосредственному восприятию и воплощению натуры. Упомянутых удожников относят к импрессионистическому течению, все они работали с темой природы.

М. Нестеров, Умиление, 1906. Источник: Музей русского искусства

Вторая группа связана с объединением «Мир искусства», для которого характерно влияние модерна. К этому разделу относят работы Александра Бенуа, Константина Сомова и Евгения Лансере. Их произведения представляли собой соединение символизма и декоративности. 

Часть работ в коллекции связана с творчеством живописца Виктора Борисова-Мусатова и его учеников, участвовавших в выставках «Голубой розы». Работы художников отличаются от иных представленных произведений у Абрамяна: им было свойственно отображение через искусство чувственного мира. 

Но особое место в коллекции занимают работы художников-авангардистов группы «Бубновый валет». Всех художников этого объединения связывало стремление к новаторству и экспериментам с формой и цветом. Абрамян не стремился подчинить свою коллекцию одному течению, поэтому среди работы авангардистов не выбиваются из общности. 

Другие произведения, которые не оформились в единую группу — картины отдельных художников. Среди всего множества выделяются ключевые фигуры для всего собрания — Михаила Врубеля, Константина Коровина, Валентина Серова и Александра Головина. Их работы не рассматривают как отдельную категорию, но произведения этих художников занимают важное место в коллекции.

В конце 1970-х годов Арам Яковлевич решил подарить всё собрание Армении. Эти работы способствовали открытию 19 ноября 1984 года Музея русского искусства в Ереване. В своем интервью Корреспондентам газеты «Коммунист» Арам Абрамян сказал: «Я хочу, чтобы как можно больше людей все это видело, ко всей этой красоте приобщилось. Я знаю, как в Армении любят, как понимают и ценят великую русскую культуру. Знаю и именно поэтому завещал своё собрание Еревану».

В рамках выставки «Москва — Ереван — Москва», проходящей в  Инженерном корпусе Третьяковской галереи, будут представлены произведения русского и армянского искусства, собранные Абрамяном. Большая часть работ не экспонировалась в Москве ранее и оставалась неизвестной российскому зрителю. Коллекцию «армянского Третьякова» можно будет увидеть с 5 июня до 11 августа.


Источники:

Сарабьянов Д.В. «Музей русского искусства. Коллекция профессора А. Я. Абрамяна». Ереван, Советакан грох, 1989

Фото на обложке: Б.М. Кустодиев, Встреча (Пасхальный день). Источник: Третьяковская галерея

Коллекция «армянского Третьякова» Арама Абрамяна