Вологодская душа Джанны Тутунджан — армянской художницы русского севера

Вологодская душа Джанны Тутунджан — армянской художницы русского севера

Работы Джанны Таджатовны Тутунджан отличает ювелирное мастерство деталей, проработанность рисунка, символизм в цвете и глубокая философская наполненность образов. Джанна Таджатовна любила крестьянский русский быт, поэтому ее картины и графику заполняют сцены из жизни жителей северной деревни. Вологодчина для нее, армянки по происхождению, стала второй родиной.

 
Джанна Тутунджан. Рисунок к «Автопортрету», 1970. Источник: Pinterest

Джанна Тутунджан. Рисунок к «Автопортрету», 1970. Источник: Pinterest

 

«Говорят, что имя влияет на человека. Слово „джан“ означает „душа“. Дав мне это имя, меня „приговорили“ к тому, чтобы я больше интересовалась не поверхностью, а тем, что внутри. Меня не интересует оболочка — меня интересует суть», — призналась Джанна Таджатовна в одном из интервью вологодской прессе. И это есть в ее работах, где она на сельском материале изобразила красоту русского человека — женщины и мужчины, матери и отца, задумчивой девушки и простого труженика. Про старух Джанна Таджатовна с большим уважением отзывалась: «Бабушка — тоже мама». Не удивительно, что одной из главных тем ее творчества стало материнство, нашедшее воплощение во многих полотнах.

 
Д. Тутунджан. «Гори ясно». Источник: Pinterest

Д. Тутунджан. «Гори ясно». Источник: Pinterest

 

Одна из лучших работ материнского цикла написана в 1976 году. Мы видим на картине молодую мать с младенцем, написанную по типу мадонны. Называется она «Гори ясно». Художница не раз высказывала ясную мысль, что материнство для нее — это выражение счастья, однако абсолютное счастье, это когда одна душа понимает другую душу. Душу она и стремилась изобразить в каждой из своих картин.

 
Д. Тутунджан. «Реставратор». Источник: Pinterest

Д. Тутунджан. «Реставратор». Источник: Pinterest

 

В том как Джанна Таджатовна выбирала цвета и композицию, есть что-то от Петрова-Водкина и Малявина — явный символизм, контрастность, работа с иконографией и переосмысление живописного наследия мировой культуры, перенос хорошо знакомых, даже типичных образов в современные реалии.

 
Д. Тутунджан. «Молодая». Источник: Pinterest

Д. Тутунджан. «Молодая». Источник: Pinterest

 

Как Джанна Тутунджан оказалась в Вологде? Она родилась в Москве осенью 1931 года. Окончила Суриковское художественное училище, а потом вышла замуж за Николая Баскакова — тоже художника. Тот предложил ей уехать на родину своих предков — на Вологодчину. Она, недолго думая, согласилась. На самом деле, русская деревня, для ищущего свою тему и своих героев художника, стала спасением.

 
 

Д. Тутунджан. «Поколения» и «Последний конь». Источник: Pinterest

Еще в Суриковке Джанна Таджатовна задумала создать лик современной России, для чего ей нужны были реальные лица. В столице она упорно искала, но не находила своих героев. Но лик России ждал ее в другом месте — она с большой радостью обнаружила свой источник вдохновения именно в вологодских деревнях. И этот источник не иссякал всю жизнь Джанны Таджатовны — шестьсот рисунков и картин оставила она в наследство.

 
Д. Тутунджан. Портрет мужа «Белеет парус», 1980. Источник: Pinterest

Д. Тутунджан. Портрет мужа «Белеет парус», 1980. Источник: Pinterest

 

Двадцать лет было Джанне Таджатовне, когда она покинула московскую квартиру и уехала за своим любимым супругом. Она всю жизнь потом удивлялась тому, как искренне и безоговорочно приняли её местные жители — такого тепла и понимания она более не встретит нигде. В родной Москве Джанна чувствовала себя более чужой, чем на Вологодчине и не раз об этом всем говорила.

Об адаптации — естественной и простой, и, даже, своего рода, пуповинном сращивании художницы с Вологдой говорят и ее картины — абсолютно русские по духу. Действительно, душа Джанны Таджатовны очень мудро выбрала и земной дом, и источник душевного понимания.

 
 

Д. Тутунджан. «Матушка, Царица небесная», 1977; «Черный ворон»; «Бабушка тоже мама»; «На все руки». Источник: Pinterest

Всего лишь один раз удалось Джанне Таджатовне побывать на родине отца в Армении. Она рассказывала о том, что наибольшее впечатление на нее произвели армянские песни. Она связывала песенное творчество все с той же природой, даже буквально — с ландшафтами. «В России песни рассчитаны на поле, на огромную равнину — они протяжные и грустные. А в Армении рассчитаны — на горы и солнце. Песни — высокие, жаркие, быстрые», — отмечала она.

 
Джанна Тутунджан в мастерской. Источник: cultinfo

Джанна Тутунджан в мастерской. Источник: cultinfo

 

Она не могла не полюбить армянскую архитектуру и скульптуру — храмы из разноцветного туфа, вписанные в пейзаж как продолжение горного массива, уютные деревенские дома, городские пулпулаки и резные, как кружево, хачкары. Сравнивая армянскую природу с русской, Джанна Таджатовна видела не плюсы и минусы, а главное — то, что объединяет народы и страны — душу.

И сегодня, глядя на картины Джанны Таджатовны, кажется, что русскую деревню с такой открытой, ласковой и трудолюбивой душой могла изобразить только армянка.

Подготовлено по материалам вологодской прессы

В оформлении обложки использован эскиз 
Тутунджан Д.Т. 
из серии «Разговоры по правде, по совести»,
19592000. 
Бумага, уголь

Вологодская душа Джанны Тутунджан — армянской художницы русского севера