Научная школа «Лес» в Армении: что говорят преподаватели о предстоящем выездном лагере
В этом году с 7 по 27 августа в Армении пройдет выездная палаточная школа «Лес» для подростков. «Лес» ― волонтерский проект, направленный на то, чтобы создать сообщество людей, интересующихся наукой. Преподаватели «Леса» — это выпускники и студенты ведущих российских вузов, многие из наставников занимаются научными исследованиями. В материале рассказываем о проекте и делимся комментариями преподавателей школы.
О школе и миссии
Мы показываем школьникам, что такое современная наука, на собственном примере. Именно поэтому не «натаскиваем» на экзамены и не готовим к олимпиадам: нам важно поделиться со школьниками радостью от процесса познания и продемонстрировать, что он ценен сам по себе, а не только как путь к сдаче экзаменов. Часто школьники плохо представляют, чем на самом деле занимаются ученые, так как видели эти области знаний только в формате заданий со школьных уроков. Общение с молодыми учеными может помочь в профориентации, ведь они расскажут, как в действительности выглядит их работа.
«Лес» ― не просто выездная школа, но и международное сообщество, помогающее русскоязычным подросткам наладить связи со сверстниками по всему миру. Мы хотим создать пространство, в котором каждый будет чувствовать себя принятым и ощущать поддержку сообщества. Это особенно важно подросткам, которые только начинают искать своё место в мире. Им нужно пробовать, ошибаться и иметь возможность научиться принимать самостоятельные решения.
О программе школы
На школе нет обязательных мероприятий, как в стандартных детских лагерях: каждый школьник сам выбирает, на какие занятия ходить, хочет ли он вставать к завтраку и сдавать ли зачеты, которые позволяют поехать на школу в следующем году. Наша задача ― подобрать интересные учебные курсы и другие активности и поддержать школьника в его выборе, но сделать его каждый должен сам.
А выбрать есть из чего: на школе, кроме курсов о лингвистике, антропологии, культурологии, психологии, физике, астрономии, математике и программировании, существуют и внеучебные мероприятия. Это творческие мастер-классы, орнитологические наблюдения, исторические танцы, радиальные прогулки по горам Армении и посещение достопримечательностей этой потрясающе красивой страны. Всё это поможет подросткам освоиться в новом коллективе и улучшить навыки общения со сверстниками.
Преподаватели «Леса» на собственном опыте знают, как ценно подросткам оказаться в бережном и поддерживающем сообществе: для многих из нас первыми такими сообществами в жизни стали именно летние школы, и нам важно продолжить делиться теплом, которым делились с нами наши преподаватели.
В этом году на школе есть три отделения: физическое, математическое и гуманитарное. Каждый школьник поступает на одно из них, но это не мешает посещать любые курсы, которые читаются на школе. Прием заявок на школу по ссылке: forms.gle
Преподаватели
Преподаватели «Леса» — это выпускники и студенты ведущих российских вузов (ВШЭ, МГУ, РГГУ и других), многие из которых сами занимаются научными исследованиями. Преподаватели «Леса» на собственном опыте знают, как ценно подросткам оказаться в бережном и поддерживающем сообществе: для многих из нас первыми такими сообществами в жизни стали именно летние школы, и нам важно продолжить делиться теплом, которым делились с нами наши преподаватели.
Евгений Ломов, физик-оптик, системный программист ― преподаватель физического отделения:
Впервые я попал на летнюю школу между девятым и десятым классом, и это стало очень важным событием в моей жизни. Участие в летней школе ― это намного больше, чем просто обучение. Я попал в сообщество, где все (и школьники, и преподаватели) очень увлечены тем, чем они занимаются, благодаря чему обучение становится очень интерактивным и непрерывным процессом. На школе я не только слушал курсы и делал практические работы, но и очень много общался. Наконец-то я попал в сообщество людей, которым интересно то же, что и мне. Мы вместе собирались и решали задачи, слушали байки у костра о работе в лабораториях и конструировали разные устройства. Так, на своей первой школе я с другим десятиклассником собрали радиоприёмник из деталей, которые нашли в практикуме. Это не было какой-то задачей: нам просто стало интересно, и мы решили попробовать, а преподаватели помогли в расчётах и тестировании. Именно возможность практического удовлетворения своего любопытства и атмосфера всеобщей заинтересованности стали для меня самой важной частью школы.
Дария Триана-Ривера, медицинский и научный журналист, психолог ― куратор школы:
Для меня преподавание — это совершенно особый вид деятельности. Когда я только начинала работать с подростками, мне казалось, что я просто пересказываю им то, что знаю сама. Но со временем стало понятно: преподаватель ― особый проводник, проходя через который сложные термины и непонятные закономерности превращаются в интересный и упорядоченный набор знаний в головах учеников. Это совершенно особенное чувство, такое маленькое волшебство, когда ты создаешь в чужом сознании новые интересы, хотя ты просто поговорил с другим человеком о чем-то, что интересно тебе самому.
Я преподаю психологию и журналистику, так что моя глобальная сфера интересов — это коммуникации. И коммуникации более интересной, чем та, что у меня происходит с подростками, я ещё не встречала.
Всеволод Ландер, астрофизик, популяризатор астрономии ― руководитель школы:
Горы, наука, общение с людьми — это три важные составляющие моей жизни, которые вдохновляют меня уже много лет. Когда у нас с друзьями возникла идея провести школу в Армении, я понял։ вот возможность соединить все, что я люблю, и сделать классный и полезный многим проект!
Я восемь лет работал в школе и уже тогда понимал, что школьная программа накладывает очень много ограничений и на преподавателей, и на учеников. На моей основной работе в астрономическом институте им. Штернберга я видел, что настоящая наука гораздо интереснее и многограннее того представления о ней, которое я часто встречал у школьников. Школ, лагерей и кружков, которые натаскивают на школьные экзамены, — сотни. Мест, где подросток сможет сам «пощупать» науку и свободно пообщаться с учеными-профессионалами, гораздо меньше. Я рад, что у нас получается создать среду, где это возможно. И я очень надеюсь, что все участники школы «Лес» получат только положительные эмоции от этого мероприятия.
Отдельно мне приятно, что школа проходит именно в Армении. Я живу здесь уже более полутора лет и успел очень привязаться к этой стране и местным людям. Я узнал много нового и неожиданного и про историю Армении, и про историю Ширакского региона, и про историю города Гюмри, недалеко от которого будет проходить школа. Всего в паре десятков километров от нашего лагеря есть камень с древней клинописью, на котором упоминаются эти места. Чуть дальше — средневековый монастырь. А в самом городе Гюмри — крепость XIX века, живое свидетельство многовековых войн между империями, жертвой которых стал многострадальный народ Армении. Здесь всё настолько пропитано историей, такая концентрация исторических объектов, что даже в небольшом посёлке Мец Сариар, жители которого согласились принять нашу школу, есть церковь старше большинства церквей Московского Кремля. Проведение школы в Армении — это возможность познакомить и школьников, и преподавателей с богатой культурой этой страны.
Узнать о школе больше можно на сайте https://forest-school.am/ и в телеграм-канале https://t.me/forest_school_am. А подать заявку — через Google-форму: https://forms.gle/sU5gibg98aQXaHLa6