XXI «Золотой абрикос», посвященный юбилеям Шарля Азнавура и Сергея Параджанова

XXI «Золотой абрикос», посвященный юбилеям Шарля Азнавура и Сергея Параджанова

14 июля в Армении завершился международный кинофестиваль. XXI «Золотой абрикос» был посвящен 100-летним юбилеям Шарля Азнавура и Сергея Параджанова. Рассказываем о ключевых событиях, приглашённых гостях и победителях 2024 года.


Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» проводится в Ереване с 2004 года и считается одним из самых престижных в регионе. В этом году организаторы решили отказаться от традиционной красной дорожки, заменив её коврами, изготовленными местными мастерами по эскизам художника Давида Кочунца из коллекции «Точка отсчета».

«Ковры сотканы мастерицами из южных регионов Армении и Арцаха. Каждый ковер, который вы видите, представляет собой художественный код определенного географического названия», —рассказал журналистам «Спутника Армении» директор кинофестиваля Карен Аветисян.

Фотографии с официального сайта фестиваля Золотой абрикос и музея Арарат

Коллекция красных ковров, состоящая из семи уникальных полотен, была создана в коллаборации художника Давида Кочунца с куратором Наири Хачадурян и центром AHA, переосмысливающим армянские традиции. Отказ от привычной красной дорожки означает отказ от гламура, как подчеркивает в одном интервью Наири:

«Ковёр — одно из самых значительных проявлений армянской культуры, с его многовековой историей, мастерством изготовления и высоким международным признанием. Я рада, что с 2023 года AHA Collective и Давид Кочунц начали привносить современное содержание и новые формы в армянское ковровое искусство, работая вместе с женщинами-ткачихами. Важно, чтобы и ремесло, и дизайн постоянно развивались, отражая современные реалии и установливая более глубокие связи».

Фотографии со съемок фильма «Ашик Кериб» в галерее Rambalkoshe. Источник: Print Lab Yerevan

Во время кинофестиваля в Музее современного искусства Rambalkoshe прошла выставка «Ашик Кериб: Потерянное закулисье». Фотографии отображают происходящее за кадром последнего фильма Сергея Параджанова. Эти работы были обнаружены несколько лет назад в уличных мусорных баках Санкт-Петербурга — они были тщательно упакованы, подписаны и сложены в коробку. Черно-белые копии были сделаны для рекламы и продвижения фильма — они передают суть съемочного процесса. Также прошёл ряд других мероприятий, включая беседу с Тиграном Мансуряном о процессе создания музыки к «Цвету граната».

 

Параджановский талер. Источник.

 

В год столетия Сергея Параджанова всем приглашённым режиссерам и писателям подарили специальный «Параджановский талер». В этом году его получили режиссёры Атом Эгоян, Кевин Спейси, Джафар Панахи, Тарсем Сингх, Александр Пэйн и писатель Крикор Беледян.

Один из почётных гостей, иранский режиссёр Джафар Панахи, 14 лет находился под арестом. «Золотой абрикос» стал первым фестивалем за последние несколько лет, который он посетил.

В конкурсе полнометражных работ было отобрано 11 фильмов. В течение недели зрители ознакомились с более чем 100 картин, включая премьеры с Каннского, Берлинского, Венецианского кинофестивалей.

14 июля, в заключительный день фестиваля, были показаны работы победителей и призёров. В номинации «Лучшая полнометражная картина» победила картина итальянского режиссёра Каролине фон дер Танн «Евангелие от Чиретты». Второе место заняла работа «Странный путь» Гуту Паренти. В номинации «Региональная панорама» награду получил фильм «Мы внутри» Фараха Кассема.

 
 

На обложке — фотография Шарля Азнавура в Египте, одна из афиш фестиваля в 2024 году. Источник.

В галереях представлены изображених, взятые с официального сайта «Золотого абрикоса».

XXI «Золотой абрикос», посвященный юбилеям Шарля Азнавура и Сергея Параджанова