Армянская община в Египте. Часть 2

Армянская община в Египте. Часть 2

В предыдущем материале мы рассказывали об армянской периодике Египта, а в этом — поговорим об армянских школах страны и реформах в сфере образования.


Армянская община Египта насчитывает многовековую историю, но в этом материале мы рассматриваем период с XVIII века, когда у армянских деятелей появилось больше возможностей для общественных преобразований. Благодаря административной, экономической, а также религиозной политике египетского губернатора Мухаммеда Али в 1805 году армянская община Египта вновь стала возрождаться в условиях религиозной терпимости и свободы. В 1825 году была основана Армянская епархия, а в 1828 году, в христианском районе Каира Бейн-эль-Сурей, Егиазаром Амирой открыта первая армянская начальная духовная школа. Здесь дети из армянских семей могли учиться на родном языке — теперь она носит имя основателя. Егиазар Амира оставил свое большое состояние на попечение Мухаммеда Али. Тот после его смерти пригласил в Египет родственников Амира, которые продолжили благотворительную деятельность. 

Многие общественно-политические фигуры и высокопоставленные чиновники Египта — выходцы из армянской общины. Например, видный государственный деятель Египта Нубар-паша Нубарян занимал ответственные государственные посты в стране (министр иностранных дел и премьер-министр). В 1904 году в Александрии был установлен памятник Нубар-паше, также в его честь названы улицы в Каире и Александрии. Его сын, Погос Нубар-паша, внес значительный финансовый вклад во многие академические программы армянской диаспоры. Он построил школу в Илиуполи в 1907 году и основал в Каире Всеобщий армянский благотворительный союз для заботы о беженцах из Малой Азии.

С XIX века представители армянской общины активно участвовали в открытии больниц, школ и приютов на территории современного Египта. Они внесли значительный вклад в развитие не только сообщества египетских армян, но и всего египетского общества, обеспечивая детей из разных семей доступом к качественному образованию. Многие школы изначально предназначались только для армян, но со временем стали принимать учеников разных национальностей.

Еще одно учебное заведение было основано в 1854 году богатым финансистом и меценатом Гарабедом Ага Калусдом. Оно было названо «Хоренян» в честь армянского историка Мовсеса Хоренаци, происходившим из армянского сообщества Александрии. Школа «Хоренян» стала одной из первых частных учебных заведений в Египте, в которое могли поступить только армянские дети. В 1897 году Хоренянская школа была переименована в честь своего основателя и стала называться  «Калусдян». В то же время в одном из зданий церкви Сурб Аствацин в районе Бейн-аль-Сурен распахнул двери одноименный детский сад.


 

Школа Калусдян. Источник: wiki.org

 

Учебные заведения часто называли в честь выдающихся деятелей, значимых для страны и армянской общины. Так, в Александрии открыли школу Юсефян в память о Погосе Юсефяне, министре торговли, отвечавшем за дипломатические связи с европейскими странами. В Гелиополисе, в честь дипломата и общественного деятеля Погоса Нубара, основали ещё одно учебное заведение для армян.

Позже эти три школы были объединены в программу K-12. Их частично поддерживает Прелатство Армянской Церкви, а также армянская община Египта, для которой важно сохранить возможность обучения на армянском языке. Образование ведётся на английском, но армянский язык, литература, история и культура остаются важной частью учебного плана. Арабский язык также преподаётся в соответствии с египетскими образовательными стандартами.

Ученицы «Сиюфии» в 1915 году. Источник

Учебные заведения часто называли в честь выдающихся деятелей, значимых для страны и армянской общины. Так, в Александрии открыли школу «Юсефян» в память о министре торговли Погосе Юсефяне. В Гелиополисе — в честь дипломата и общественного деятеля Погоса-паши Нубара.

Позже три школы — «Калусдян», «Юсефян» и «Хоренян» — были объединены в программу K-12. Их частично поддерживает Прелатство Армянской Церкви, а также армянская община Египта, для которой важно сохранить возможность обучения на родном языке. Занятия ведут на английском, но армянский язык, литература, история и культура остаются важной частью учебного плана. Арабский язык также преподаётся в соответствии с египетскими образовательными стандартами.

Сегодня, спустя 150 лет, это одно из первых учебных заведений в Египте. Армянская школа «Калусдян» по-прежнему предоставляет четырехступенчатое образование: детский сад, начальная, подготовительная и средняя школа.

Также в армянской общине Египта были созданы две видные Всеармянские организации диаспоры. Одна из них восходит к 90-ым годам XIX века. По инициативе Погоса-Паши Нубара (египетского общественно-политического деятеля армянского происхождения и главы армянской национальной делегации в Парижской ассамблее мира) 15 апреля 1928 года в Каире был создан Всеобщий Армянский Благотворительный Союз (ВАБС). Он помогал беженцам из Западной Армении, пострадавшим в результате гамидской резни. Другая организация, вновь созданная в Каире 28 мая 1928 года – Всеобщий армянский образовательный и культурный союз (вкратце «Амазгаин»). К сожалению, он сегодня не функционирует.

 

Погос-паша Нубарян.

Источник

 

По инициативе Погос-паши Нубаряна были открыты многочисленные культурные центры, периодические издания, а также профинансировано строительство небольшого поселка в Армении для репатриированных армян. Он был назван «Нубарашен» в честь благотворителя.

 

Якуб Артин-паша.

Источник

 

Ещё один важный египетский меценат армянского происхождения — министр образования Якуб Артин-Паша, благодаря реформам которого в XIX веке впервые в истории Египта у девочек появилась возможность получать образование. В 1873 году он основал школу для девочек «Сиюфия». Это событие стало поворотной вехой не только для армянской общины, но и для всей образовательной системы Египта. Школа сыграла ключевую роль в борьбе женщин за равные права. Второе учебное заведение для девочек была открыта в 1937 году при церкви. Изначально оно предназначалась только для армянок, но с 1967 года обучение стало доступным всем желающим.

Школа Калусдян в разные годы. Источник: официальная страница школы

В Каире сегодня действуют четыре культурные организации и четыре спортивных клуба, а в Александрии — два и два соответственно, такие как, например, благотворительные «Армянская ассоциация Красного Креста» и «Всеобщий армянский благотворительный союз» и культурная «Культурная ассоциация Хуссапер». В то же время, три школы продолжают свою работу, сохраняя славное прошлое, главным образом благодаря первой волне иммиграции в Советскую Армению в 1948 году. Школы следуют программе Министерства образования Египта с правом преподавать армянский язык, историю и культуру. 

Армянская община в Египте по сей день поддерживает существование школ, а также предоставляет выпускникам армянских школ  возможность продолжать образование в ведущих мировых вузах сообразно их талантам за счёт благотворительных фондов: например, Ассоциации Выпускников Калусдяна. Так, армяно-египетский художник Шант Аведисян получил высшее образование в Монреале и Париже, Ашот Зориан — в Вене, Римской академии изящных искусств и Академии Франс на Вилле Медичи, Симон Самсонян — в школе Леонардо Да Винчи. Среди талантливых и знаменитых выпускников школ для армянских детей в Египте нельзя не отметить фотохудожника Ван Лео (Левона Бояджана), окончившего «Калусдян».

Больше узнать об уникальном поликультурном сообществе можно, посмотрев документальный фильм «Мы — египетские армяне» режиссера Вахида Собхи. В центре внимания находится история армянской общины Египта, рассказанная многими ее членами. Она подкрепляется архивными материалами, включая фотографии, видео и картины.

«Есть много способов снять фильм о египетских армянах. Мы решили сосредоточиться на их жизни в Египте и их вкладе в египетскую историю и общество. В фильме много архивных изображений и видеозаписей, а также информации, переданной рассказчиком», — рассказал режиссер фильма Вахид Собхи в интервью Ahram Online.

«Мы хотели показать множество различных аспектов армянской общины, их вклад в историю Египта и так далее. Это похоже на панораму армянской общины в Египте. Возможно, этот фильм даже привлечет больше внимания к исследованию армянской общины в Египте», — рассказал» режиссер.


Армянская община в Египте. Часть 2