Фотограф Ара Гюлер: «Главное в фотографии — правдивое отражение реальности»

Фотограф Ара Гюлер: «Главное в фотографии — правдивое отражение реальности»

Ара Гюлер — один из самых известных и значимых фотографов ХХ века, которого многие запомнили «глазами Стамбула». Гюлер никогда не называл себя художником, подчеркивая, что он — фотожурналист, ведь работает с действительностью, никак не вторгаясь и не видоизменяя её. Почему из множества документальных работ зритель так хорошо помнит его снимки? Чем они так уникальны? Рассказываем в нашем материале.


Ара Гюлер родился 16 августа 1928 году в семье армян, проживающих в Стамбуле. Его отец, Дакат Дердерян, содержал большую аптеку в городе. По закону о фамилиях в 1934 году вся семья поменяла армянскую фамилию на Гюлер. Образование Ара Гюлер получил в армянской школе «Гестронаган». С самого детства будущий фотограф был окружен искусством, театром и литературой — в доме часто бывала интеллигенция, за которой Ара Гюлер наблюдал.

Любовь к театру привела его на сцену: в детстве он часто выступал и мечтал стать актером, но всё сложилось иначе, когда в жизни появилась фотография. Первую камеру ему подарил отец. Еще в школе мальчик начал снимать в киностудиях и в театре.

Ранние снимки не сохранились в его архиве — в начале карьеры в Magnum Ара Гюлер не собирал копии материалов. Принцип бережно и внимательно относиться к архиву был выработан им позже. Он помнил историю каждого кадра и спустя много лет подчеркивал в интервью журналистам, что такое забыть невозможно.

Гюлер старался снимать так, чтобы зритель всматривался в фотографию и находил свой смысл. Работа с кадром не предполагала перестраивание действительности: для Ары Гюлера было принципиально никак не вмешиваться в момент, который схватывает камера.

Он шел по забытым тропам и отказывался от постановочных сцен, стремился отходить от парадной стороны жизни города к потаённой. Можно заметить, что Ара Гюлер запечатлевал чаще закоулки, чем пейзажи, пыльные сточные канавы, а не мраморные залы, оставляя всегда место для интерпретации.

В портретах известных людей он подчеркивал их внешние особенности и манеру поведения, передавая их характеры. Эти портреты не типичные, но тем и примечательные, что наиболее точно отображают образы великих людей ХХ века.

Ара Гюлер подчеркивал, что художник работает с фикцией, создает образы, которые не имеют общего с реальностью, а для фотожурналиста важно увековечить историю. А фотография — самый честный способ поймать «дыхание времени».

Особенность фотографий выражена в эмоциональности и динамичности. Люди на снимках кажутся более хрупкими на фоне окружающей архитектуры и природного ландшафта.

 

Уильям Сароян и Ара Гюлер. Фото: armeniasputnik.am

 

Ара Гюлер бывал в Армении в разные годы, в том числе с писателем Уильямом Сарояном. В 2013 году в Национальной картинной галерее прошла фотовыставка под названием «Здравствуйте». Он подарил Армении более 100 своих фотографий.


Все фотографии взяты с официального сайта

Фотограф Ара Гюлер: «Главное в фотографии — правдивое отражение реальности»