Гарлемский документ: неизвестные фотографии Люси Ашджян
Photo League — легендарный кооператив фотографов Нью-Йорка. В группу входили такие выдающиеся мастера, как Беренис Эбботт, Льюис Хайн и Аарон Сискинд. Последний был автором идеи «Гарлемского документа» — попытки документировать американскую культуру времен Великой депрессии. Однако немногие знают о таком участнике Лиги, как Люси Ашджян. Её наследие проливает свет на развитие американского искусства фотографии в конце 1930-х – начале 1940-х годов.
Люси Ашджян родилась в 1907 году в семье армянских беженцев, покинувших Османскую империю. После окончания Университета Батлера, где она изучала английский язык и литературу, Ашджян вернулась в родной Индианаполис, где встретила будущего мужа Чарльза Смита Престона, и пара переехала в Нью-Йорк.
В Нью-Йорке Люси Ашджян серьёзно увлеклась фотографией и в 1937 году окончила Школу фотографии Кларенса Уайта. В том же году она присоединилась к Photo League и стала постоянным автором рубрики Photo Notes, а затем проработала целый год в качестве вице-президента организации. Симпатия к коммунизму побудила фотографа запечатлевать протесты и митинги в поддержку профсоюзов.
Главной вехой в сотрудничестве Ашджян с Лигой стал вклад в Feature Group Аарона Сискинда. Подразделение отвечало за несколько документальных проектов, включая «Гарлемский документ». Внимательная к деталям повседневной жизни многочисленных диаспор Нью-Йорка, Люси Ашджян подробно исследовала квартал Гарлем, эстакаду на 6-й авеню и район Бауэри.
Её фотографии демонстрируют связь человека с улицами родного квартала и его обитателями. Подобно женщинам-коллегам Д. Ланге и Б. Эбботт, Люси Ашджян избегала постановочной съемки, ожидая подходящего момента, когда объектив поймает жителя города в самой непринужденной обстановке. Самые знаменитые фотографии демонстрируют непревзойденное владение приёмами композиции, а также способность с особой естественностью выражать эмоции, заключенные в объектах съёмки.
К сожалению, её успешная карьера резко оборвалась. Ашджян покинула Нью-Йорк и вернулась в Индианаполис примерно в 1943 году, когда муж бросил ее с годовалым ребенком. С тех пор она больше никогда не фотографировала. Архив ее работ был собран усилиями родной тёти уже после смерти фотографа. Вероятно, мимолетность присутствия Люси Ашджян посреди одного из самых прогрессивных творческих движений своего времени стала причиной того, что сейчас ее редко вспоминают, когда речь идет об искусстве фотографии первой половины XX века. Однако нашедший зрителя усилиями Нью-Йоркских галерей архив ясно отражает верность духу времени и новаторство работ армянской эмигрантки с камерой в руках. Люси Ашджян с лёгкостью можно назвать одним из символов понятия melting pot, калейдоскопа народов в мегаполисах США, которое зародилось именно в годы активности Photo League.
Источник: The radical camera : New York's Photo League, 1936-1951 by: Klein, Mason
Фотографии: New York Public Library и The Jewish Museum.