Романтика и реализм: трансформация образа женщины в советском кино
Главная героиня идёт за незнакомым мужчиной по улицам города. Несколько сцен спустя они вместе оказываются на вечеринке у друзей. Звучит джаз, умные и образованные гости с долей иронии обсуждают научные открытия. А что предшествовало яркому антуражу кино времен оттепели? В нашем новом материале расскажем, как менялся образ женщины с начала формирования армянского кино и до распада Советского Союза.
Армянский кинематограф 1920–1930 годов представил зрителю хрестоматийный образ женщины востока, без прав и возможности выбирать свою судьбу, жертву традиционного уклада и обычаев, а нередко и насилия. Её жизнь, как правило, заканчивалась трагично. Вспомним фильмы Амо Бек-Назарова: Сусан из «Намуса» безосновательно обвиняют в неверности, Кекель из «Пэпо» выводят на потеху женихам, как товар, который следует оценить.
Вскоре сюжеты становятся более разнообразными, но в центре внимания по-прежнему остаются мужчины. В годы Великой Отечественной войны кинематограф фокусируется на мужчинах-солдатах, а личность женщины определяется статусом и связью с ними. Героиня фильма выступает лишь как чья-то мать, жена, сестра, или дочь, хотя порой и становится значимым персонажем и оказывает влияние на сюжет. Так, в картине «Жена гвардейца» (1943) учительница Татьяна Белкина отправляется к мужу в госпиталь посреди войны. Чтобы достичь места назначения и обойти непредвиденные обстоятельства она проявляет решительность и силу характера.
Кадры из фильмов Аму Бек-Назарова.
После войны женские персонажи всё чаще оказываются на первом плане и захватывают больше экранного времени. Жизненный путь героинь больше не ограничивается семейными эпизодами. Фильм «Однажды ночью» посвящён подвигу женщины во времена Великой Отечественной войны. «Анаит» (1947) предлагает взгляд на девушку, которая способна управлять своей судьбой. В «Девушке Араратской долины» (1949) героиню Ануш выбирают председателем колхоза, тогда как её жених достигает меньших успехов.
Значительные изменения происходят на экране в пятидесятые годы. Важная тема для советской риторики — профессиональное развитие, и женщины начинают претендовать на высокие позиции в сфере труда. Это характерно для производственных фильмов, где все граждане на равных практикуют свои профессии. В «Тайне горного озера» (1954) мы видим группу геологов, а сюжет фильма «В поисках адресата» (1955) разворачивается на швейной фабрике. Затрагиваются личные темы, камерные проблемы, где женщина самостоятельно противостоит обстоятельствам. Например, фильм «Сердце матери» (1957) повествует о личной трагедии молодой вдовы, которая не справляется с воспитанием сына.
Женщины в фильме «Тайна горного озера».
В период оттепели молодые режиссёры создают новый тип киногероинь. Эпоха знакомит зрителя с прогрессивной европейской женственностью, но несмотря на это героини по-прежнему следуют предписанным обязанностям и находят счастье в любви. Картина «Песня первой любви» (1959) была создана под влиянием французской «новой волны» — не только на выбор материала и киноязык, но и на образ интеллектуальной, самодостаточной и немного дерзкой девушки. «Здравствуй, это я» Довлатяна иллюстрирует целых два поколения: сталкиваются женщина военного времени и шестидесятница. Персонаж Маргариты Тереховой становится образом человека нового поколения. Её черты характера, поведение и внешний вид напоминают музу Жан-Люка Годара Анну Карину. Особенно ярко это проявляется в сцене танца, напоминающей о фильме «Посторонние».
В восьмидесятые годы, когда вместе с советским проектом разрушаются и надежды романтиков-шестидесятников, мы видим, как перемены сказываются и на кинематографе. На советский экран выходят фильмы, которые затрагивают откровенные, часто неподцензурные темы: вспомним хотя бы фильмы «Интердевочка» или «Маленькая Вера». В армянском киноискусстве сенсационным становится фильм «Механика счастья» Нерсеса Оганесяна и Гора Саакяна. Главная героиня Сона оказывается посреди суровой реальности. Потеряв мужа, она остается с тремя детьми. Её история — пример отчуждения овдовевшей женщины в обществе, которое заставляет искать спасения в замужестве.
После распада Советского Союза моментальной реакцией становятся фильмы с ещё более радикальными сюжетами. Для демократичного армянского кинематографа картина 1996 года «Черное и белое» выходит за все рамки. Короткометражная притча Тиграна Хзмаляна рассказывает о деревне, в которой выжили только семь женщин, а единственный мужчина, только вернувшийся с фронта, теперь вынужден испытать на себе все муки и горести женской доли.
Армянское кино, гуманистическое по своей природе, становится зеркалом женского вопроса в национальной республике: от картин, изображающих жестокость традиций, до экспериментальных фильмов, которые поднимают острые темы и обнажают трагическую действительность. Мы можем проследить, как менялся образ героини в разные эпохи, прежде чем появилась возможность открыто говорить о проблемах прошлого и по-новому изображать женские судьбы