«Мистерии из Нагорного Карабаха»: выставка художника Эдмонда Петросяна в Музее Востока
7 июня в Государственном музее Востока прошло открытие выставки «Эдмонд Петросян. Мистерии из Нагорного Карабаха». На ней представили более 60 живописных работ художника из Степанакерта Эдмонда Петросяна — известного под творческим псевдонимом Дикен. Его картины выполнены в стиле примитивизма и наивного искусства.
Эдмонд Петросян родился в 1947 году в городе Шуши. У него никогда не было художественного образования — он окончил Красноярский институт коммунального хозяйства и работал на комбинате стройматериалов. Петросян начал рисовать, когда ему уже было за сорок. Однажды Дикену приснился сон, в котором ему кто-то сказал: «Рисуй». Тогда будущий художник купил краски и написал свою первую картину. «Он смог выразить все свои эмоции, чувства и переживания в своих работах, в своих красках», — говорит куратор выставки Лидия Рославцева.
Выставка работ Петросяна в Музее Востока должна была пройти в 2019 году — в год смерти художника — однако ее пришлось отложить на три года из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса. До этого картины Дикена выставляли в Москве в галерее «Арт-Наив», в Музее наивного искусства и в галерее «Нагорная».
Однако в Арцахе работы Эдмонда Петросяна не пользуются популярностью. «На родине к нему относились несерьезно, как к художнику-маргиналу. Выставок у него не было ни в Армении, ни в Карабахе», — рассказывает близкий друг Дикена Тигран Шахраманян. При этом, по его словам, пятьдесят картин, представленных на этой выставке, перевезут в Нагорный Карабах. «Всего у него около двухсот пятидесяти работ. Тридцать картин у его дочери, есть несколько произведений в Музее органической культуры, в Музее наивного искусства, у коллекционеров. Некоторые картины сейчас продают на аукционах в Москве», — говорит Шахраманян.
Наивному искусству, к которому относятся произведения Петросяна, характерны упрощенные образы и пренебрежение техниками рисования и визуальными эффектами. Вместо этого — акцент на цвет и передача эмоций, соответствующих художественному замыслу. Картины Дикена затрагивают широкий спектр тем — на его работах изображены как обыденные, так и религиозные сюжеты, живописные пейзажи и натюрморты с цветами, семейные и любовные мотивы, а также множество ослов — эти животные часто встречаются в работах художников-наивистов.
Особое место в искусстве Дикена занимает Нагорный Карабах. Тигран Шахраманян утверждает, что события на родине оказали большое влияние на картины художника: «Он не принимал участия в военных действиях, но очень сильно переживал. В его работах есть этот трагизм. Например, в картине „Третий тост карабахцев“. Он был очень мягкий, ранимый человек. Он говорил, что не может писать веселых вещей и не смог бы убить человека».
Посетить выставку Эдмонда Петросяна в московском Музее Востока можно до 10 июля включительно. Она проходит в главном здании Музея на Никитском бульваре.
Ангелина Асатрян, Армянский Музей Москвы
Фото: Александр Мощаков