Сейран Хатламаджян — мастер армянского абстракционизма
Родился Сейран Хатламаджян в селе Чалтырь, расположенном неподалёку от Ростова-на-Дону. Известно, что Хатламаджян-отец был землевладельцем из раскулаченных. Так что, по советским меркам, Сейран был из семьи деклассированных элементов, что, впрочем, не помешало нашему герою закончить с отличием художественное училище и состояться как знаменитому художнику.
Живописи Сейран начал обучаться с 14 лет в местной художественной школе, а после завершения среднего художественного образования начал он раздумывать о том, куда бы податься дальше, чему посвятить свою судьбу. И тут случилось чудо. Произведения свои сельский паренёк посвящал хорошо знакомой ему пасторальной тематике — они были простыми, яркими и искренними. Так случилось, что живописные буколики Сейрана увидел Мартирос Сарьян и они ему понравились [о чём, конечно, Хатламаджян мечтал втайне, но признался об этом учителю только когда сам стал зрелым художником. — Прим. ред.].
Сарьян проявил к юному дарованию живой интерес и посоветовал юноше продолжить учёбу — поступить в художественный вуз, что Хатламаджян и сделал.
Сейран уехал из Ростова-на-Дону в Ереван, поступил в художественно-театральный институт. Там он снова встретил Сарьяна и стал его учеником — уже по-настоящему и надолго. К слову, Сарьян оказал на Хатлмаджяна большое влияние.
Сейран Хатламаджян сумел стать художником, чья жизнь оказалась всецело связана с Арменией. Он писал много пейзажей, путешествуя по Армении, изучая самые затерянные её уголки, как живописец и этнограф. Результат этих поездок — глубокое изучение армянской древней мифологии и опубликованный цикл работ «Сказочная Армения».
В чём особенность почерка Сейрана Хатламаджяна?
Будучи учеником прославленного Сарьяна, Хатламаджян всё-таки сумел преодолеть авторитет учителя и найти свой путь в живописи — нефигуративный, отойдя от сарьяновских традиций. У художника сформировалась особая манера письма, отличающаяся точным рисунком, продуманными красками, особым подходом к выбору натуры и моделей. Его фигуры — естественны, написаны широкими и свободными мазками. Это абстрактная живопись, но она очень детальна и конкретна.
Однако в ранней живописи Сейрана всё ещё сильны элементы импрессионизма — мы видим женщину, отдыхающую на берегу: её лицо не прописано, но из-за бликов, светотеней и расположения мазков, зритель «видит» лицо в своём воображении, придавая ему желаемые черты. В каком-то смысле это — универсальное лицо и универсальное впечатление.
В конце шестидесятых Хатламаджян всецело занялся абстрактным искусством. В то время этот вид живописи считался тлетворным влиянием Запада и советскими деятелями искусств с возмущением осуждался. Но Хатламаджян был принципиален и рисовал в том стиле, который выбрал для себя, вдохновляясь творчеством Василия Кандинского и Аршила Горки. Это стало причиной, по которой чиновники советского искусства начали игнорировать Хатламаджяна, отдавая предпочтение более удобным власти живописцам.
Однако, вклад Хатламаджяна в армянское искусство невозможно недооценить. Сейчас художник вошёл в аналы отечественного искусства как основатель армянского абстракционизма. Работы Сейрана Хатламаджяна можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Музее Востока в Москве. Украшают картины художника интерьеры Конституционного суда и резиденции президента Армении, а также хранятся в Музее искусства Нонкомформизма в Вашингтоне.
Уже в зрелом возрасте Хатламаджян стал автором проекта герба независимой Армении. А вот о том, как художник работал над реконструкцией этого герба, восстанавливая утраченный проект 1920 года, — другая история Армянского музея Москвы.
При создании публикации использованы материалы каталога выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа», издание Музея русского импрессионизма, 2017 год.
Обложка: ru.wikipedia.org