Редакция

Яков Хлытчиев — инженер-кораблестроитель из Нахичевани-на-Дону

Редакция
Яков Хлытчиев — инженер-кораблестроитель из Нахичевани-на-Дону

Образованное в 1918 году Королевство сербов, хорватов и словенцев, спустя 11 лет переименованное в Королевство Югославия, было в числе тех стран, куда направилась русская эмиграция после Октябрьской революции. Для балканской страны эмиграция оказалась прежде всего «профессорской». В 1920-е правительство Королевства с энтузиазмом встретило выдающихся учёных из России, которых охотно стали брать на государственную службу, устраивать в местные университеты или средние школы. Так, Белградский университет принял в свои ряды инженера-кораблестроителя Якова Хлытчиева.

Яков Хлытчиев (1886–1963). Фото: wikipedia.org

Яков Хлытчиев (1886–1963). Фото: wikipedia.org

Начало пути

Яков (Агоп) Матвеевич Хлытчиев родился в 1886 году в армянской семье из Нахичевани-на-Дону. Окончив в 1904-м классическую гимназию в Ростове-на-Дону с золотой медалью, он поступил на кораблестроительное отделение Санкт-Петербургского политехнического института.

В 1905–1906 годах Яков Хлытчиев посещал Высшую техническую школу в Берлине. По окончании института в 1911-м таланливый молодой человек поступил на службу в конструкторское бюро Балтийского судостроительного завода. Одновременно он работал инженером-конструктором и впоследствии главным инженером в частных кораблестроительных обществах. С 1913-го началась его преподавательская деятельность на кафедре строительной механики Политехнического института. Там он читал курсы строительной механики корабля и теории упругости. Его научным руководителем вплоть до 1918-го был профессор Иван Григорьевич Бубнов — крупный специалист в области строительства кораблей.

После Октябрьской революции 1917 года для Якова Хлытчиева, как и для многих других, последовала череда переездов из места в место. Вместе с женой он уехал в Херсон, где с 1918-го принимал участие в организации Политехнического института, стал экстраординарным профессором и заместителем директора института. Учёный работал также на местной верфи.

Жизнь в эмиграции

Корпуса Белградского университета, около 1890 года. Фото: wikipedia.org

Корпуса Белградского университета, около 1890 года. Фото: wikipedia.org

В январе 1920 года супруги Хлытчиевы перебрались в Севастополь. Оттуда в трюме французского корабля они отплыли в Константинополь. Помог им в отъезде коллега Якова Матвеевича по Политехническому институту профессор Степан Тимошенко, бывший с ними на корабле. Именно Тимошенко выправил у французских властей необходимые бумаги, благодаря имевшемуся у него документу с благодарностью от Общества французских инженеров.

Из Константинополя Яков Хлытчиев с семьёй перебрался в Белград, где сразу получил место инженера Генеральной дирекции водных ресурсов. В апреле того же года он перешёл в Отделение судоходных рек и каналов в отделе судостроения той же дирекции. Тогда же стал преподавать на техническом факультете Белградского университета. Его работа была связана с графистикой, гидравликой и технической механикой. Большую поддержку Хлытчиеву оказал руководитель кафедры, почитатель русской механики Иван Арновльевич, высоко оценивший способности молодого инженера.

С 1922-го по 1924 год Яков Хлытчиев, продолжая преподавание, параллельно был директором белградского предприятия по обогреванию «Калория». В 1925-м учёный принял гражданство Королевства сербов, хорватов и словенцев. В 1932-м был избран ординарным профессором технического факультета Белградского университета.

В эмиграции близкими друзьями Якова Хлытчиева стали историк искусства Николай Окунев, художник Мстислав Добужинский, математик Антон Билимович и его жена Елена, о. Виталий Тарасьев, семья Георгия Острогорского, филолог Ирена Грицкат, Роман Верховский. А переписка его жены охватывала многих — от старых знакомых Гагариных, Хрипуновых, Скобельцыных до Александра Соловьева, Владимира Мошина, Юрия Ракитина, семьи Таубер, Кирилла Тарановского, Игоря Северянина.

В 1933 году Яков Хлытчиев стал акционером и до 1939-го являлся директором предприятия «Кална» в Южной Сербии. Он много жертвовал на русский женский монастырь Успения Богородицы близ Мазурских островов, а в 1940-м обители Благовещения на Афоне.

После вторжения немцев в апреле 1941-го в Белград Яков Хлытчиев был арестован. Он провёл два месяца в тюрьме. После освобождения преподавал сопротивление материалов на кафедре технической механики.

Белград после немецкой бомбардировки, апрель 1941 года. Фото: wikipedia.org

Белград после немецкой бомбардировки, апрель 1941 года. Фото: wikipedia.org

Война закончилась, Яков Хлытчиев возглавил кафедру механики и открыл судостроительный отдел в Белградском университете. Хлытчиев был настоящим организатором и популяризатором науки в стране. Первые три конгресса по теоретической и прикладной механике прошли в Югославии благодаря его участию.

Яков Хлытчиев основал и руководил Отделением прикладной механики Института машиноведения Сербской Академии наук и искусств (САНИ), став одним из основателей общества прикладной механики. С января 1951 года он — научный сотрудник математического института САНИ.

Многолетняя научная деятельность Якова Матвеевича, после выхода на пенсию продолжавшего научные изыскания, была отмечена избранием его 10 июня 1955 года действительным членом Сербской Академии наук и искусств. Последняя статья учёного, посвящённая вопросу эффективной ширины поперечных балок в корабельных конструкциях, вышла в свет в 1964-м, уже после смерти автора.

Использованные материалы:

1. С.Ю. Танин. Русский Белград. — Москва : издательство «Вече», 2009.

2. Хлытчиев Яков Матвеевич ǁ histrf.ru.

3. В.И. Косик. Что мне до вас, мостовые Белграда? : Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920–1950-е годы) ǁ zarubezhje.narod.ru.

Фото обложки: forum.worldofwarships.eu

Яков Хлытчиев — инженер-кораблестроитель из Нахичевани-на-Дону