Как ювелир Джак Киллиджан открыл на Кузнецком мосту магазин «Карл Фаберже»
Сегодня по московскому адресу Кузнецкий мост, 22 располагается приемная ФСБ РФ. А ведь еще недавно в этом доме на улице, получившей свое название благодаря слободе кузнецов, находился магазин «Карл Фаберже». Открыл его в 1994 году известный калифорнийский ювелир армянского происхождения, родившийся в Барнауле и на рубеже 1970-80 гг. эмигрировавший из СССР в Лос-Анжелес Джак Киллиджан.
Он преклонялся перед гением немецкого мастера французского происхождения Карла Фаберже. Интересную историю рассказывает Валентин Васильевич Скурлов, кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург), ученый секретарь и герольдмейстер Мемориального фонда Фаберже.
Она о том, как гражданка Швейцарии, правнучка Карла Татьяна Федоровна Фаберже и внучка Агафона Карловича Фаберже в 1994–1995 годах провела большую организационную работу по созданию Фонда имени своего деда, встречалась два раза с мэром Москвы Юрием Лужковым, готовила уставные документы, привлекала партнеров и способствовала выходу в свет Распоряжения премьера Правительства Москвы от 24 мая 1996 г. Это знаменательное событие случилось в год 150-летия со дня рождения великого ювелира. Огромную поддержку Татьяне Фаберже и оказал ее соучредитель по Фонду Джак Киллиджан.
В том же 1996 г. в год 150-летия со дня рождения Карла Фаберже, по инициативе генерального директора АО «Русские Самоцветы» перед зданием предприятия в Санкт-Петербурге был установлен памятник ювелиру Карлу Фаберже, а через два года безымянная площадь, на которой установлен памятник, получила название «Площадь Карла Фаберже».
По словам правнучки великого ювелира – Татьяны Федоровны, фамилия Фаберже не совсем настоящая. Ее предки в далекие годы называли себя Фабри, потом стали писать Фабрие и только затем – Фаберге. Густав – отец знаменитого ювелира, открыв мастерскую в Санкт-Петербурге, в угоду французской моде изменил свою фамилию на Фаберже. Кстати, «faber» в переводе с латинского означает «мастер».
Фирма Фаберже славилась разнообразными эмалями (до пятисот цветов и оттенков), уникальными по технике исполнения. В 1916 году лучший французский эмальер Гуйон на просьбу сына Карла Фаберже Александра обучить его эмальерному делу воскликнул: «Вы с ума сошли! Да мы в Париже совершенно не в состоянии делать то, что вы легко делаете в Санкт-Петербурге».
В мастерских знаменитой фирмы работало около пятисот человек. Обладая тонким вкусом, творческой фантазией и знанием технических приемов, Карл Фаберже сумел для работы в своих мастерских привлечь первоклассных художников и ювелиров. Табакерки, пудреницы, бинокли, лорнеты, броши, кольца, серьги, выполненные фирмой Фаберже, отличались виртуозной техникой и оригинальностью. Однако мировую славу фирме принесли знаменитые сувениры в виде пасхальных яиц с сюрпризами внутри.
Среди клиентов фирмы Фаберже было немало знаменитых и богатых клиентов. Одной из постоянных клиенток мастера была знаменитая балерина Матильда Кшесинская, а также ее влиятельные друзья и поклонники. Так, великий князь Владимир Александрович в течение девяти лет презентовал ей на Пасху «огромное яйцо из ландышей с привязанным к нему драгоценным яичком от Фаберже». А его сын, великий князь Андрей Владимирович, заказал для Кшесинской два золотых головных обруча, украшенных сапфирами и бриллиантами, в одном из которых Кшесинская танцевала в балете «Дочь фараона». По словам знаменитой балерины, ее роскошные драгоценности также хранились у Фаберже.
Как вспоминают очевидцы, в подвалах этого дома хранились значительные ценности. Появился магазин «Карл Фаберже» неслучайно: именно здесь, в доме номер 4, располагался доходный дом Московского Купеческого общества, где с 1890-х гг. была главная штаб-квартира фирмы К. Фаберже в Москве. Здесь же располагались его фирменный магазин, контора для принятия заказов и большие сейфы. Как мы видим, рядом вывеска банкирского дома предпринимателей братьев Джангаровых. Об убийстве мецената и банкира Армянский музей Москвы вам уже рассказывал.
Что касается самого Джака Киллиджана, этого ювелира видели на московских ювелирных выставках. В 1994 году, когда и произошло открытие магазина на Кузнецком, ювелир участвовал в работе «Ювелира-94». Это было клубное закрытое мероприятие. О нем господин Киллиджан говорил, что по уровню организации оно не уступает общеизвестным ярмаркам в Италии, США или Швейцарии. Несмотря на то, что некоторые участники выражали свое недоумение по поводу решения организаторов устроить ярмарку в глубине лесного массива с разветвленными транспортными путями, что повышало уязвимость экспозиции для бандитов.
Конечно, это были очень сложные годы для российской экономики.
Магазин «Карл Фаберже» со временем переехал в соседний дом по адресу Кузнецкий дом, 20.
ИСТОЧНИКИ:
velib.com «Нераскрытые тайны дома Фаберже».
skurlov.blogspot.ru «Архив Валентина Скурлова».
kommersant.ru. Номер 187 от 04-10-94 «Выставка «Ювелир-94».
Фото Джака Киллиджана на обложке jckonline.com