Как был арестован лидер курдских сепаратистов Абдулла Оджалан
Армянский музей Москвы продолжает публиковать материалы, посвященные культурологии и истории курдского народа. Сегодня мы вам расскажем, при каких обстоятельствах был арестован лидер курдских сепаратистов, политический деятель, лидер РПК Абдулла Оджалан.
Родился 4 апреля 1949 года в Турции в деревне Омерли (провинции Шанлыурфа) в крестьянской семье.
В 1971—1974 годах учился на факультете политологии Анкарского университета, но обучение не закончил. В 1974 году организовал политическую группу, первоначально левого, социалистического направления, но с национальным уклоном; в 1978 году она оформилась под названием Рабочая партия Курдистана. Незадолго до военного переворота 1980 года эмигрировал в Сирию, где организовал боевые отряды, и c 1984 года начал боевые действия против Турции под лозунгом независимости Курдистана.
Вплоть до 1998 года Оджалан, пользуясь покровительством сирийских властей, жил в Дамаске; однако в октябре 1998 года президент Сирии Хафез Асад под нажимом Анкары вынужден был попросить Оджалана покинуть страну, и тот, после безуспешных попыток найти убежище в России, Италии и Греции, 15 февраля 1999 года был похищен спецслужбами Турции, с помощью спецслужб Израиля в Кении, передан спецслужбам Турции и помещён в турецкую тюрьму на острове Имралы в Мраморном море. Осуждён на смертную казнь, которая позднее под давлением мирового сообщества была заменена на пожизненное заключение.
Оджалан - автор более 40 научных трудов. Среди них есть монография в 5 томах "Проблемы преодоления Капиталистического Модернизма и Демократизация Цивилизация. Эпоха божеств в масках и завуалированных царей". Она издана в Москве в 2011 году. Эта работа является Защитной речью, предназначенной для Европейского суда по правам человека. В этом исследовании Оджалан предлагает свое видение возникновения и развития истории с первобытно-общинного строя до наших дней, дает глубокий анализ цивилизации и государственности.
Во вступлении автор пишет о том, что когда он был доставлен в имралинскую тюрьму, то первым ему навстречу вышел представитель руководства Еврокомитета по предупреждению пыток при Совете Европы. Эта структура контролировала ситуацию.
Оджалан говорит, что его арест был возможен, потому что совпало слишком много интересов. По его мнению, Греция его передала под контроль ЦРУ США, совершив предательство, их позиция совпала с интересами Турецкой Республики. Оджалан говорит, что так, в эпоху "голых королей и божеств без масок" он роковым образом оказался прикованным к имралинским скалам подобно Прометею.
Он говорит, что еще более удивительным для него было удаление из Сирии. Предложенный им план по урегулированию курской проблемы также категорически не входил в планы Израиля Он не отрицает, что "Моссад", политическая разведка Израиля, пыталась склонить его к своей концепции решения. Но он не был к этому готов: ни морально, ни политически.
Почему Оджалан был выдворен из Сирии, где проживал столь значительное время? Он считает,что Хафез Асад попал в условия столкновения США и СССР. И он оказался не в состоянии защитить свои тактические достижения. Впрочем, сам Хафез умер в 2000 году.
Такие оценки Оджалана, сделанные еще в 2009 году, заставляют задуматься о его проницательности. Хафез Асад использовал фактор личности Оджалана и формирование РПК для того, чтобы сохранить баланс взаимоотношений с Турцией, которая угрожала Сирии еще в 1958 году. Оджалан считает, что за этими политическими играми никто не заметил формирования второй (альтернативной) курдской политики.
Именно Израиль стал основной силой, способствовавшей отъезду Оджалана из Сирии. Давили США и Турция. Оджалан напоминает, что Израиль вел переговоры с Турцией еще в 50-е годы 20 века. "Дополнительное соглашение "антитеррор", заключенное в 1996 году, фактически сформировало союз США, Израиля и Турецкой Республики".
Также немаловажным фактором, по мнению Оджалана, являлось сотрудничество сформированного в 1992 году Курдского Федерального Собрания с властями Турецкой Республики на основе совместной борьбы с РПК.
Оджалан ставит вопрос: почему политика Турции вызывает гневный отклик в мире? Отвечает, потому что у нее узкая, эгоистическая, односторонняя позиция.
Итак, в 1998 году Оджалан покидает Сирию. Он останавливается в Москве, ему удается заручиться поддержкой ряда российских парламентариев. Изучение классической культуры, истории привело его в Грецию. Он, конечно, мог поехать в родные горы Курдистана, но делать этого не стал. Это привело бы к бомбардировке и вооруженным столкновениям. Уроки, которые он извлек из приключений на маршруте Афины-Москва-Рим имеют историческое значение. Для него именно тогда стало понятно, что истинная сила капиталистического модернизма зиждется ни на деньгах, ни на оружии. А на том, что она душит в собственном либерализме все утопии, в том числе и самую сильную - социалистическую. Оджалан считает, что пока не вскрыт механизм, позволяющий капитализму душить социализм посредством либерализма, никакой борьбы с ним и быть не может.
В ходе допросов силовым ведомства Турции Оджалан утверждал: их радость по поводу его ареста бессмысленна. Сделали они это подло, цинично, "что не укладывается в понятия о человеческом поведении даже кочевых бедуинов".
Оджалан противопоставляет турецким методам ментальность жителя неолитического села, в ее основе лежит искренняя дружба и честная борьба.
"По сути, то, что происходит со мной, есть ничто иное, как игнорирование свободной курдской идентичности и ее обречение на вечное заточение в тюрьме, созданной для одного человека на острове", - с горечью заключает он.
Подготовила Валерия Олюнина