Армения - страна бродячих столиц и католикосского престола
Мы часто констатируем, что в силу исторического развития наша страна не раз меняла свою столицу. По многим причинам: горная, пересеченная местность, где очень важную роль для контроля над территорией имеет расположение столицы, смена династий, чисто строительная жилка армянский царей, беспрерывные войны и разорения страны, а также причины чисто географические: река Аракс очень часто меняла свое русло, затапливая города и селения. Но дело в том, что и католикосский престол у нас был подвержен таким же скитаниям. Ученые посчитали, что столиц у нас было 13, а сколько было католикосских престолов?
Сегодня присутствие двух престолов (Киликийский и Эчмиадзинский) мы принимаем как данность и вряд ли задумываемся над причиной или историей этого раскола, а ведь это результат определенной исторической ситуации.
Начиная с самых давних времен перед духовной властью Армянского государства стояла одна задача - обеспечить и сохранить в государстве централизованную власть. Рельеф страны фактически обеспечивал каждому князю, нахарару естественные границы владений в виде горных кряжей, стремительных горных рек, непроходимых лесов. Сплотить их могла только общая идея, вера, именно на это была направлена работа духовной власти. Специалистам хорошо известно, что еще со времен Ванского царства первосвященник, верховный жрец всегда был из царской семьи, был либо братом, либо сыном правителя. Как правитель, жрец должен был владеть и определенными светскими навыками. В первую очередь, он должен был быть превосходным воином, и иметь в своем распоряжении вооруженные отряды Так было и при царях Ервандуни, так было и при Арташесидах.
Эта традиция продолжалась очень долго, продолжалась и в христианское время.
Армения первая приняла христианство как государственную религию. Но это был поступок не только по велению души. не только политический шаг против политики персидского государства. но и некий акт констатации сложившейся ситуации. Христианские общины жили на нашей территории со времен самих апостолов, Армения стала христианской задолго до 301 года, царь Трдат просто признал факт. Но язычество продолжало долго жить рядом с христианством, очень долго. По словам Егише, историка Аварайрсой битвы, в войсках Вардана было немало воинов, которые приняли крещение только накануне битвы.
Централизация всех ветвей власти в одних руках было весьма важно для Армении. Это давало возможность не только пресекать любые попытки раскола, но и исключить конкуренцию внутри самих структур власти. Именно поэтому Григорий Просветитель был провозглашен Аршакидом, и престол католикоса стал наследственным. Первосвященники, члены их семей с уважением относились и к воинской службе. И не только Просветители, но и другие высшие церковные чины. Один из первых уставов Просветителей- указ католикоса Вртанеса- гласит, что воин, погибший на поле брани за защиту Отечества причисляется к лику святых.
Неудивительно, что «резиденция» католикоса всегда находилась если не в столице, то в царском уделе. Так не только обеспечивалась безопасность первосвященника при военной или какой-либо иной угрозе, но и подчеркивалось единство власти. Эчмиадзин, первые храмы были построены недалеко от Валаршапата, тогдашней столицы.
В середине IVв. царь Хосров перенес столицу в Двин. В конце V в., при католикосе Иоанне Мандакуни, туда был перенесен и престол первосвященника. Наверное, именно с этих пор начинаются переносы и переезды престолов и католикосов.
Если во времена централизованной царской власти переносы столицы часто зависели от решения царя, то в эпоху византийско-персидского и арабского владычества, а затем и удельного царствования престольные города приходилось строить, учитывая безопасность территории и радиус политического влияния.
В середине X веке католикосский престол был перенесен на о. Ахтамар в чудесный комплекс, до сих пор удивляющий всех своей красотой. Место было исключительным, обеспечивало безопасность от арабских нашествий, которые не слишком сильны были в морских боях. Но отдаленность от восточных земель ослабила влияние Эчмиадзина на Сюнийскую и Албанскую земли, поэтому спустя некоторое время, при Анании Мокаци (конецXв.) католикосат был перенесен в Аргину, ближе к царям - Багратидам.
По традиции Ахтамарский храм долгое время считался кафедральным собором, сохранил за собой некоторые земельные владения, перешел под власть Эчмиадзина только в 1895 году полностью был опустошен в 1915 году.
С провозглашением Ани столицей Армении, туда был перенесен и католикосский престол, там великий архитектор Трдат построил знаменитый кафедральный собор, руины которого до сих пор удивляют специалистов.
За пределы исторической Армении престол был вывезен в середине XI века, в Киликийское армянское царство. И более 200 лет «скитался» по разным крепостям Киликии, а 1298 году утвердился в Рум- кла, затем был перенесен в Сис.
На родину, в Эчмиадзин, престол вернулся в 1441 году. Произошел своеобразный «раскол» церкви: был выбран католикос-архимандрит Киракос Вирапеци. Но киликийские духовные власти не признали его, и 1446 году был основан Киликийский престол Армянской апостольской церкви.
О восстановлении Эчмиадзинского престола особенно интересны сообщения историка Симеона Эриванского. По его сообщениям, Эчмиадзин был восстановлен при Гандзасарском католикосе Ованнесе. Получается, что в XV в. у нас было аж 4 католикосских престола: Эчмиадзинский, Киликийский, Ахтамарский и Гандзасарский. Не плохо для страны, имевшей 13 столиц.
Гандзасарский престол рассказал о себе в освободительном движении XVIII века. История христианизации этого края начинается со времен Трдата Великого.Там начинал свою проповедническую деятельность сын Григория Просветителя Аристакес. Там был основан албанский епископский престол, после двинского собора 609 году престол получил статус католикосского. С XVII в. католикосы там принадлежали роду Асан-Джалалянов, они и возглавляли борьбу против персов, были сподвижниками Исраела Ори и Давида Бека. После русско-персидской войны 1803-1814 годов и заключения Гюлистанского мира с персами, царское правительство упразднило престол, а земли перешли в ведение Эчмиадзинского католикосата.
Нуне Мхитарян