Средневековая музыка Армении: творчество гусанов
Гусаны — армянские народные певцы и творческие деятели, которые были также профессиональными народными артистами в древней и средневековой Армении. Творчество гусанов по своему содержанию исключительно светское. Еще в период эллинизма, до принятия христианства как государственной религии, гусаны изначально служили в храме богини Гисанэ, участвуя в сатирических и иных представлениях, пирах, свадьбах.
Центром всех гусанов был Гогхтский гавар — регион в Васпураканской провинции Великой Армении, граничащий с провинцией Сюник.
Гусанская музыка своими истоками восходила к творчеству випасанов более древнего периода. О гусанах и их песнях упоминают древнеармянские авторы V века Агатангелос, Фавстос Бузанд, Мовсес Хоренаци, Егише и другие.
Принятие христианства повлияло на армянскую гусанскую культуру, постепенно меняя их этическую и идеологическую направленность. В эпоху христианства Армянская церковь начала преследовать гусанов. Историк Фавстос Бузанд (IV–V вв.) в связи с этими событиями IV века писал следующее: «Раз они были в Таронской земле, в церковном аване Аштишат, где впервые была построена церковь их прадедом Григорием. Оба брата Пап и Атанагинес приехали в это село. Сильно напившись, они стали насмехаться над божьим храмом, оба брата вошли в епископские покои, пили там вино с блудницами, певицами, танцовщицами, гусанами и коморохами».
Существовало два вида гусанов:
- Первые — представляли аристократические феодальные династии и выступали в качестве профессиональных музыкантов.
- Вторая группа состояла из популярных, но неграмотных гусанов.
Древняя гусанская культура просуществовала вплоть до XV–XVI вв. Известнейшими гусанами того времени были Григор Хлатеци и Наапет Кучак (создатель уникальных армянских четверостиший — «айренов», о которых мы уже писали ранее).
В XIX веке Кероп Патканов, изучая искусство древних и средневековых певцов, дал им общепринятое название — «гусаны», предполагая, что это устаревший персидский термин, так как «госаны» были также в Парфянском царстве, и этот термин вошел в армянский язык как заимствование с древнеперсидского языка. В 1934 году Гарольд Вальтер Бэйли также связал происхождение этого слова с парфянским языком. По мнению Грачья Ачаряна, парфияне позаимствовали слово «гусан» от армянского «говасана», означающего «похвала», а позже в измененном виде слово было перезаимствовано армянами от парфян как «гусан».