Как устроена современная Армения: иррациональное мышление
В XVIII веке Адам Смит изложил свое видение экономических процессов, которые вошли в основу современной экономической теории. Человек - основа всего общества, его поведение основано на мотивах и стремлениях к личной выгоде.
При таком раскладе рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, в итоге образуют интересы общества. Этот порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом. К сожалению, так происходит не всегда. Чиновники, выжимающие от одной должности необходимые средства для покупки следующей, не увеличивают общественное благо. Намного удобнее мародерствовать, а не создавать.
В Армении осталось мало желающих производить. После четверти века открытого мародерства, ставшего притчей во языцех, большинство предпринимателей нашли более открытые экономические рынки – в России, Европе, других странах. В самой стране все хотят контролировать производителя. Понятия меняются – предприниматель становится уязвимым, он не богатеет, его поведение иррационально. «Правильным» становится поведение чиновника, требующего делить прибыль 50/50.
Всё, что в стране не производится, заменяется импортом. Работает только инфраструктура – транспортные узлы, строительный рынок, крупные супермаркеты. Экономика страны деградирует. В обществе формируются адоптированные установки – вместо работы в производстве приоритетными становятся «хлебные» места, честность и образованность приобретают иррациональные черты.
Мотивационные искажения не только отражаются на настоящем, но и отравляют будущее общества. Как-то американский журналист Джуд Ванниски присутствовал на встрече, когда Артур Лаффер рисовал кривую на знаменитой салфетке для Дика Чейни и Дональда Рамсфелда. В статье была описана «кривая Лаффета», означающая, что если количество налогов переходит определенный порог, то их собираемость начинает падать, а не расти.
Так работает и насилие. Если на выборах есть прямые доказательства подлога, а полиция выводит оппозиционного кандидата, прибегая к насилию, вся правоохранительная система становится бессмысленной. При превышении порога числа преступлений, правоохранительная система перестает их предотвращать, вместо этого сама начинает их порождать.
Преступление перестает быть преступлением и рассматривается как привилегия, предоставленная чиновнику. Система перестает работать. Полиция, прокуратура, СНБ больше не нацелены на раскрытие преступлений, они выполняют не приказы, а «заказы» сверху, и делают их тогда, когда получают от этого выгоду. Конечно же, не все чиновники берут взятки. Но это не сильно отражается на общей температуре по больнице. Отказ некоторой части не влияет на судьбу граждан всей страны.
Глава отдела демографического департамента национальной статистической службы Карине Куюмджян в интервью «Радио Свобода» отмечает, что за 25 лет из Армении уехало более миллиона граждан. Люди едут за свободой, а не за колбасой. Армянское правительство поощряет эту тотальную утечку трудовых и интеллектуальных ресурсов, ведь так легче управлять.
У людей формируется устойчивая апатия к происходящему. Равнодушие. Равнодушие – это очень тяжелая черта. Потом – лень, которая тоже связана с этим равнодушием, апатия, и, естественно, отчаяние, которое расползается и превращается в национальную трагедию.
Что же делать? В первую очередь, бороться с равнодушием. Не смотреть отстраненно на происходящие беспорядки. Высказывать своё несогласие. Не бояться.
Наири Закарьян