В ожидании антикоррупционного закона, или ляжет ли Карен Карапетян на рельсы?

В ожидании антикоррупционного закона, или ляжет ли Карен Карапетян на рельсы?

В начале вступления в должность Премьер-министр Армении Карен Карапетян заявил о том, что к концу 2016 года будет принят закон о незаконном обогащении.

Сегодня эксперты, политологи одной из основных проблем Армении называют коррупцию и слияние власти и бизнеса. Результатом этого является олигархическая модель экономики.  Это при наличии колоссального внешнего долга Армении в 6 миллиардов долларов, разрушенных предприятий стратегического назначения или существенного сокращения объемов производства, мешает Армении привлекать инвестиции и налаживать поступательное развитие экономики.

Послушаем мнение одного из лидеров армянской диаспоры России Размика Бликяна из Владимира про инвестиционный климат в РА. Предприниматель, возглавляющий многопрофильную компанию, строящую дороги, производящую строительные материалы, считает, что на самом деле никаких больших препятствий нет. «Не хочу сравнивать экономический климат с другими странами, Армения — это Армения, Россия — это Россия. В каждой стране есть своя специфика. Я считаю, что в Ереване очень комфортно работать, и городские власти способствуют продвижению бизнеса также и тем, кто из диаспоры. Поэтому сейчас мы строим поселок таунхаусов, строим жилой комплекс в столице. И все это делается ради того, чтобы в Армении создать много рабочих мест. Хочется поднимать экономику и помогать своему родному народу. Надо не деньги дарить, а давать людям работу. Чтобы люди не превращались в недееспособных», — говорит Бликян.

Армянская Нацстатслужба в I квартале 2016 года называла объем чистых прямых иностранных инвестиционных потоков в реальный сектор экономики Армении (полученных не через банковскую систему и без госуправления) за январь–март 2016 года: он составил около 14,9 млрд дрм. против 35,3 млрд дрм. за первый квартал 2015 года. 
Чистые потоки совокупных иностранных инвестиций за отчетный период составили 1 699,4 млн дрм. против 60 171,8 млн дрм. 

По данным Нацстатслужбы, лидером по совокупным иностранным инвестициям за отчётный период стала Россия. Иностранные инвестиции этой страны в реальный сектор армянской экономики составили около 12,7 млрд дрм., а прямые инвестиции — 17,8 млрд дрм.
Канадские инвестиции составили 4 117,1 млн дрм., аргентинские — 1 122,3 млн дрм.

Чистые потоки иностранных инвестиций в большей части были отрицательными.

Встает закономерный вопрос: накажет ли власть тех госчиновников, которые живут не по средствам, или этот закон о незаконном обогащении станет притчей во языцех, как в свое время лежание на рельсах Бориса Ельцина, если в России произойдет дефолт?  

Международная организация Transparency International опубликовала свой очередной доклад «Барометр мировой коррупции» по итогам 2016 года. И результаты доклада оказались неутешительны для Армении: согласно ему, республика входит в число стран с наиболее серьезными проблемами коррупции.

Жители Армении отметили высокий уровень коррумпированности членов парламента, высокий уровень взяточничества в стране, а также слабую борьбу с коррупцией и негативную гражданскую среду в плане антикоррупционных действий.

На проблему коррупции в стране внимание армянских властей и общества обратил и посол США в Армении Ричард Миллз. «Коррупция может оказать негативное влияние на любую экономику, может подорвать демократию, верховенство закона и стать угрозой национальной безопасности», — отметил он.

Вопрос коррупции поднимался в ходе интервью премьер-министра Карена Карапетяна ведущим телекомпаниям при вступлении в должность. «Я убежден, что в борьбе с коррупцией необходимо максимально ликвидировать ту среду, которая создает эту возможность, потому что, борясь с коррупцией и создавая еще одну структуру против коррупции, невозможно заставить коррупцию исчезнуть, если среда не меняется», — таким было позиционирование премьера.

Когда оптимисты говорят о потеплении инвестиционного климата в Армении, они прежде всего делают акцент на привлечении новых и продвинутых IT-компаний. Потому что Правительство РА сейчас хорошо поддерживает создание подобных компаний.

Действительно, страна за несколько лет неожиданно из политически нестабильного региона превратилась в лидера стартап-движения и крупнейшего поставщика услуг и технологий в отрасли IT и high-tech. Несмотря на то, что распад СССР поставил крест на существовании этой государственной отрасли, в Армении уцелела благодатная почва для развития нового сектора высоких технологий.

Пока Армения надеется повторить «индийское чудо», граждане страны ждут чуда другого: прецедента, который будет использоваться как  закон. 

Как известно, классическое прецедентное право зародилось в Англии, каких еще примеров и нарушений ждет Карен Карапетян?

Разрушена  химическая промышленность. Закрыли «Наирит», который кормил страну под видом «вредного производства». Его высококачественный хлоропреновый каучук дает в мире только «Наирит» и в Аргентине еще.  Подошва для всей советской обуви делалась  в Ереване. Уничтожен Завод «ЕрАз» и шинный завод в Ереване, работавший на основе  каучука из «Наирита».

После землетрясения не был восстановлен Завод лифтов в Спитаке — весь Союз пользовался.  Закрыт Часовой завод в Ереване.

 

Разрушена Трикотажная фабрика в Гюмри.  Карбидный завод в Ереване — распродали по винтику. Закрыт завод в Абовяне  «Сириус», принадлежащей оборонке, раскулачили при Левоне Тер-Петросяне.

 

 У Армении теперь остались только коньяк, Джермук и еще немного… Благодаря Олегу Дериписке работает алюминиевый завод КАНАЗ, теперь он называется «Арменал».  А когда-то вся фольга в СССР была армянской.

 

Говоря о монополистах в начале своего пришествия, Карен Карапетян делал  скидку на то,  что армянский рынок маленький, так или иначе, будут возникать доминирующие компании в некоторых сферах. Однако, по его мнению,  важно сделать так, чтобы доминирование не достигалось с помощью административного рычага, дабы не создавать в обществе чувство несправедливости.

Пресловутая обещанная прозрачная среда, которой можно было достичь путем принятия закона о криминализации незаконного обогащения, пока очень умозрительна. Как шутят остряки,  должностные лица, которые 25 лет крали и даже обладают миллионами долларов, они, скажем, с 1 января 2017 года могли уже не волноваться и  начинать  наслаждаться награбленным. Однако человек, который грабил 25 лет, не сможет с 1 января остановиться.

Так что,  пиво «Киликия» армянский нувориш все еще пьет за 40 копеек, в то время как горожанин употребляет его за 8.43 рубля (300–400 драм).

 

Валерия Олюнина

В ожидании антикоррупционного закона, или ляжет ли Карен Карапетян на рельсы?