Отставка Олега Есаяна и толстовское несопротивление злу
«Этот день мы приближали, как могли». Чрезвычайный и Полномочный Посол Армении в Российской Федерации Олег Есаян провел прощальную церемонию в Посольстве в Армянском переулке, 2. За день до этого Олег Есаевич ответил Владимиру Соловьеву, который критиковал армянскую дипломатию, в частности, бездействие российского посла во время апрельской четырехдневной войны.
Есаян отметил, что около года игнорировал целенаправленный монолог в свой адрес известного российского журналиста Владимира Соловьева.
Многие СМИ уже отметили, что армянский дипломат считает неуместным сравнение деятельности послов двух стран, «находящихся в фактически военном положении». «В моей стране также есть очень известные журналисты, но мог бы кто-нибудь из них позволить себе взять на себя такую роль: провести сравнительный анализ деятельности послов стран, которые находятся друг с другом, мягко говоря, в напряженных отношениях?», — отметил Есаян.
К сожалению, если в случае двух посольств сравнительный анализ не уместен, то его всегда умело проводят военные эксперты, а еще матери погибших сыновей.
Когда Олег Есаян приступал к российской миссии, в одном интервью он сказал о том, что армяне могут быть уверены в том, что Армения готова к любому развитию событий и вместе с тем четко заявляет, что никакие войны проблем не решают, а добавляют новые и углубляют старые. Что же касается выхода из сложившейся ситуации, то вера в собственные силы и любовь к Родине — вот выход из любой ситуации.
К сожалению, события апреля 2016 года, которым уже почти год, значительно подвели российско-армянский политический диалог к перезагрузке. Ряд российских экспертов говорили, что армянская сторона благодаря своей расслабленности стала мишенью для новой агрессии Азербайджана. К сожалению, расплатились за это дети и армянские солдаты-срочники, проявившие неслыханное мужество и героизм. Довооружение и кадровые перестановки в Министерстве обороны РА стали действительно серьезным шагом армянской дипломатии.
«Покидаю пост посла Армении в России, но остаюсь сторонником и проповедником российско-армянской дружбы», — сказал Олег Есаян, выходя с супругой из здания посольства.
Своевременно процитируем рассказ армянской писательницы Саануш Базьян о том, как в 1890-х Минас Берберян со своим другом Юрием Веселовским посетили великого писателя в его московской квартире. Когда зашел разговор об Армянском вопросе, Берберян сказал Льву Николаевичу, что армяне решили с оружием отстаивать свою свободу от турецкого ига. Что делает Толстой? Он перебивает собеседника.
— Значит, вы хотите сделать то же самое, что делают против вас курды, которых вы называете варварами, и против чего возмущаетесь, взывая к Европе? Чем же вы тогда будете отличаться от них?
Толстой и Минасом Берберяном спорят. И Толстой говорит о том, что «необходимо им разъяснить, что они дурно поступают, и проповедовать любовь, а не ненависть». Юрий Веселовский тоже вспоминал, что тогда Толстой советовал пытаться довести до сознания турок гуманные, чисто христианские идеи. Так произошел раскол между представителем русской духовности и мысли и армянскими интеллигентами.
Армянский музей Москвы и культуры наций выражает надежду, что время толстовской проповеди закончено, и вновь назначенный посол РА в РФ Вардан Тоганян выработает прагматичную, выверенную позицию, которая станет залогом не оперативной реакции на диверсии и пересечение нейтральной полосы, а недопущение этого. А также сделает возможным голосование российской общины с помощью открепительного талона на следующих выборах в Парламент РА.
Валерия Олюнина