Фильм «Пепел»: новая культурная миссия амшенских армян

Фильм  «Пепел»: новая культурная миссия амшенских армян

Как сказано в промо-анонсе ленты, фильм «Пепел»  о том, как простые сельчане стали фидаинами и пошли с оружием в руках защищать свой дом. Иначе говоря,  решили посвятить жизнь борьбе за свободу Армении. Можно сказать, что этот фильм является прямым посылом амшенским армянам о том, что они часть общего армянского мира, вместе пострадали от резни, вместе боролись против гнета и вместе давали отпор. Данный фильм покажет, что армяне не просто бежали или уплывали сломя голову на другой берег Черного Моря, а взяв все, что было под рукой, организовали самооборону, показывая тем самым, что не собираются сдаваться.

 

К теме амшенских армян, которые проживают в том числе и  в Краснодарском крае многочисленной общиной, Назар обратился при поддержке своих партнеров: благотворительного фонда «Амшен» и его руководителя Алика Миносяна, креативного продюсера Станислава Аракеляна. «Пепел» основан на реальных событиях и снимается по произведению «Танец приговоренных на смерть» Зорика Кешишяна, известного в Абхазии, уроженца села Цандрипш.  Лента повествует о том, как во времена Геноцида армян в Османской империи простые сельчане и горожане встали на защиту своего дома.

Армянский музей Москвы и культуры наций предлагает вам фрагменты заметок писателя Зорика Кешишяна о том, как начиналась самооборона фидаинов в 1915 году:

 

«Высылка и погромы амшенских армян в Трабзонском вилайете начались в июне 1915 г. Было объявлено, что высылка мирного армянского населения Понта в другие районы Турции осуществляется для обеспечения их безопасности, так как данные территории вскоре станут фронтовой зоной против сил русской армии. Чтобы успокоить народ администрация разрешила брать с собой выселенцам припасы на 3–4 дня, до прибытия на новые места проживания. Не все понимали этот обман. Накануне дня высылки, администрация присылала в армянские села жандармов, которые вместе с сельскими старостами собирали оставшихся в селе мужчин, под различными предлогами выводили их за пределы округи и убивали. На следующий день начиналась высылка женщин, детей и стариков, которых по дороге сразу же начинали грабить, убивать и насиловать. Выжившие после депортации свидетельствовали, что тех, кому удалось бежать или спастись были немногочисленны. Тем не менее, часть амшенских армян смогла укрыться в лесах и ущельях, либо до депортации, либо сбежав с этапов высылки. Среди них было большинство женщин и детей, вооруженных мужчин немного, но они составили костяк армянского сопротивления. По ходу к ним присоединялись ушедшие из турецкой армии и избежавшие гибели.
Армянские отряды самообороны в районе Орду сосредоточились возле села Караджала, в лесах Кириш или Чан-Кириш и отстаивали свою жизнь и свободу в течение долгих 8-ми лет, вплоть до 1923 г., когда весной группы бойцов сопротивления вместе с семьями и односельчанами покинули родные земли и перебрались в Россию».

По словам режиссера, ранее турецкие амшенцы снимали короткометражки на своем диалекте. Но его картина — это крупный проект с бюджетом 35 миллионов рублей. Фильм будет переведен на 5 языков (армянский, русский, английский, французский и турецкий). Премьера фильма запланирована на 2018 год.

Творческая группа благодарна любым пожертвованиям со стороны не только амшецев, но и армян всего мира. Список благотворителей с благодарностью публикуется на сайте кинокомпании. Кинокомпания начала производство футболок с изображением главного персонажа фильма.

Примечательно, что съемки фильма — одна из миссий этой субэтнической группы, направленная на культурное взаимодействие амшенцев с представителями всего армянского мира и другими нациями.  В последние годы у молодых амшенцев, которые проживают не только на побережье Черного моря Турции, но и в Краснодарском крае, Абхазии, Киргизии, Казахстане, усилился интерес к изучению родного языка и своей культуры, очень близкой к той, что существует у понтийских  греков и лазов.

Долгие десятилетия амшенские армяне, чьи предки жили в Ани и после нашествия сельджуков ушли к Черному морю, считали себя чужими и для восточных армян, и для турков. После 1915 года произошел разрыв и с амшенами России. Почему же уцелели они в Мец Егерн? Они приняли мусульманство за два века до этого. Трагедия, пощадившая род большого племени, теперь доносит до нас истории чудесного спасения. Но они могут оцениваться и как миссионерство — именно амшены, или, как они еще себя называют, хамшенци (хемшилы), отчасти «сшивают» не только порванный диалог армян и турков, но и в чем-то евразийское пространство. Этот процесс происходит и благодаря Ассоциации амшенских армян, стараниями которых в Москве в 2012 году прошел уникальный концерт музыкального коллектива «Vova» с программой «Голос западных армян». Концерт стал уникальным не только потому, что было очевидно — Западная Армения жива, ведь гости из Стамбула и Хопы разговаривают на древнейшем армянском диалекте. Но еще и потому, что многие гости приехали в Москву из Армении, Воронежа, Ростова, Краснодарского края и южного Кыргызстана (в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях и в Казахстане после депортации 1944 года осели многие амшенцы, покинув Аджарию по приказу Сталина).

Дискутивной стала встреча гостей из Турции во главе с Мехметом Алтынкайя, создателем первой хемшильской организации в Турции под названием «HADIG», и Хикметом Актчичеком, руководителем ансамбля «Vova», с московскими армянами. Гости из Турции подтвердили свое намерение: здесь они не ради обсуждения вопросов религии и политики, но ради того, чтобы показать свое искусство, найти единомышленников и общаться впредь на основе культурных проектов. Такая позиция полностью совпадает с той, что декларирует Ассоциация амшенских армян. Тогда из киргизского Оша в Москву прилетел Руслан Дурсунович Карабаджак оглы — председатель Общины хемшилов Киргизии. Кто-то из московских потом заметил, что внешне Руслан Карабаджак — самый обычный армянин, откуда-нибудь с Араратской долины, а «оглы» зачем-то осталось от османских времен. Оба сына Руслана Дурсуновича живут в России, и вот им-то уже это «оглы», по мнению их отца, можно не вписывать в паспорт. Такие окончания давали людям после сталинской депортации. На сегодня большая часть азиатских амшенцев уже убрала их из своих фамилий.

«Пришло время делать конкретные проекты, — считают амшенцы, а если только ждать благоприятных обстоятельств, то ничего не добьешься, иногда нужно рисковать». Сегодня, когда обостряются многие противоречия на Ближнем Востоке и в Турции, амшенские армяне оказываются не только миссионерами-гуманистами, но и вновь заложниками ситуации.

При конструктивном диалоге, который ушел в минуса после «футбольной дипломатии», именно амшенские армяне были бы той частью турецкого общества, которая смогла бы связать культурную, политическую и бизнес-элиту обеих стран.

Валерия Олюнина

Фильм «Пепел»: новая культурная миссия амшенских армян