Греко-армянская империя

Греко-армянская империя

Армянский музей Москвы продолжает знакомить Вас с книгой В. Арцруни и А. Василенко «Тысячелетия рода Арцруни». Представляем вашему вниманию отрывок о македонской династии византийских императоров, большинство которых были армянами.

Лев VI перед Христом. Мозаика в соборе Св. Софии

Лев VI перед Христом. Мозаика в соборе Св. Софии

Представителями македонской династии византийских императоров являлись Василий I (867–886), Лев VI «Мудрый» (886–912), Константин Багрянородный (912–959), соправитель Константина Роман Лакапин (919–944), Никифор II Фока (963–969), Иоанн Цимисхий (969–976), Василий II (976–1025) и его брат Константин VIII (1025–1028). Они по отцовской или по материнской линии, а то и по обеим, были армянами.

В этот же период только «Армениконе» насчитывалось от 22 до 25 % наличного состава византийской армии. А среди византийской знати доля армян составляла от 10 до 15 %.

Поэтому ученый из Канады Черенис считает, что в течение почти двух веков, когда в Византии царствовала македонская династия, ее можно определять как греко-армянскую державу. «Греческой» она была, «поскольку, как всегда, ее цивилизация оставалась греческой»; «армянской, поскольку элемент, управлявший ее судьбой и обеспечивавший большую часть ее оборонительных сил, являлся в значительной степени армянским или армянского происхождения. Более того, это была роль огромного исторического значения — во время указанного периода империя добилась самого большого успеха, когда ее армии повсюду одерживали триумфальные победы, ее миссионеры распространяли Евангелие и с ним цивилизацию среди южных славян, ее ученые возродили греческую ученость и таким образом обеспечили сохранение ее литературы. В этом, возможно, важнейший вклад армян в цивилизацию».

Уместно сказать несколько слов о «греках», которые, по свидетельству русских летописей, помогали русским зодчим строить первые православные церкви на Руси.

Как известно, Анна (963–1011), сестра Василия II, ставшая женой киевского князя Владимира, прибыла в Киев в 988 году с большой свитой, которую возглавлял митрополит Феофилакт, до этого бывший, до этого бывший митрополитом Севастии. Анна пригласила из Византии архитекторов и техников для строительства Десятиной церкви. Ряд фактов заставляют полагать, что большинство этих специалистов являлись армянами. Прежде всего потому, что архитектура и строительство при македонской династии испытали влияние традиций Армении. Десятинная церковь вначале была возведена с тремя нефами. Археологи нашли, что в ней имелись каменные плиты с резьбой, в которой армяне отличались особым искусством.

Резьба Дмитриевского собора во Владимире, заложенного в 1194 году, также заставляет думать, что в ее создании участвовали армянские мастера. Вот что пишет искусствовед М.В. Егорова в своей книге «Золотое кольцо» о красоте Дмитриевского собора:

Герб рода Арцруни

Герб рода Арцруни

«Простота кладки белого камня соединяется с кружевным великолепием сложнейшей и разнообразной каменной резьбы подобно сказочному восточному ковру, покрывающему его стены и барабан купола. Впервые мы встречаем в русском зодчестве такую изобильную скульптурную декорацию. Точное значение рельефов установить трудно. Наряду с образами христианского характера здесь множество изображений растений, зверей, птиц, грифонов, словно пришедших на русскую землю из фантастического мира романского или восточного средневековья. Быть может, возглавляли работу по украшению собора те пришлые, иноземные мастера, которых, как о том повествует летопись, приглашал Всеволод».

Тот, кто видел резьбу на соборе Святого Креста в Ахтамаре, не может не провести аналогии с резьбой Дмитриевского собора, а также и с резьбой Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.

Однако вернемся к истории рода Арцруни. В период македонской династии идет включение армянских земель в состав византийской империи, и это воспринимается армянскими историками того времени как естественный процесс.

При Василии II, самом выдающемся военачальнике македонской династии, Васпураканское царство вошло в состав Византии. Произошло это следующим образом.

В 1000 году, после побед в Сирии, армия Василия II прибыла в Мелитену. Навстречу ему вышли армянские священнослужители. Обычно суровый, император оказал им теплый прием. Более того, он защитил армянскую церковь от преследований, которым ее подвергали в Себастии некоторые представители греческого духовенства, и восстановил право призывать на богослужение верующих Армянской Апостольской церкви ударами молотка в дубовую доску, которое отменил греческий митрополит Феодор.

В горах Кавказа к византийскому императору явились владетели Грузии и Абхазии, а также братья Арцруни Сенекерим и Гурген, правившие Васпураканским царством с 990 года. Василий II почтил их дорогими подарками, дал им лошадей, мулов, богатые одеяния из парчи, много золота. Как свидетельствует армянский летописец первой половины XII века Маттеос Урхайеци, «установился мир и торжественный союз между императором Василием и Сенекеримом, армянским царем Васпуракана». Византийский самодержец взял под защиту Васпураканское царство, отправил письма с золотой печатью мусульманским эмирам, повелевая оставить в покое царство Сенекерима. И действительно, как сообщил армянский летописец того времени Асохик, вторжения мусульман в Васпуракан ради грабежа и захвата пленных прекратились, и уменьшилось бремя налогов.

Маттеос Урхайеци приводит больше фактов, которые свидетельствуют о расположенности Василия II к армянам.

Продолжение следует.

Заглавная иллюстрация: Василий I и его сын Лев VI, первые представители Македонской династии.

Греко-армянская империя