Церковь Сурб Аствацацин в Арени - один из шедевров зодчего Момика

Церковь Сурб Аствацацин в Арени - один из шедевров зодчего Момика

В лето 770-е, а по нашему в 1321 году, зодчий и художник  Момик, выпускник Гладзорского университета, знаменитый архитектор, приближенный ко двору сюникских князей, высек на входной арке новой церкви: “Я, владыка Ованнес Орбел, архиепископ Сюника, построивший святую церковь, прошу помянуть меня и благочестивого князя князей, кровного моего храброго единоборца Буртела и супругу его христолюбивую, славную княгиню Вахах с их цветущими чадами Бешкеном и Иване. В лето 770-е. Произошло землетрясение. Зодчий Момик.”

Речь идет о церкви Сурб Аствацацин близ села Арени марза Вайоц Дзор. Арени (в древности - Арпанял, Арпа), одно из древних сёл исторического Сюника, расположено на левом берегу реки Арпа. Здесь находился княжеский престол Орбелянов, правителей Сюника в XIII—XIV веках.

 

Церковь стоит на возвышенности за рекой, справа от трассы Ереван—Сисиан. Ее сразу замечаешь, въезжая в долину реки Арпа.

Церковь стоит на возвышенности за рекой, справа от трассы Ереван—Сисиан. Ее сразу замечаешь, въезжая в долину реки Арпа.

Церковь стоит на возвышенности за рекой, справа от трассы Ереван—Сисиан. Ее сразу замечаешь, въезжая в долину реки Арпа. Без притвора и других построек, стройная, из буро-желтого камня. Она была возведена при митрополите Ованнесе Орбеле, который был инициатором и благотворителем многих богоугодных дел. Его имя упоминается в разных рукописях и строительных надписях. Учился он в Гладзорском университете у мыслителя и церковно-общественного деятеля Есаи Нчеци. Рядом с ним часто встречается имя Степаноса Тарсаича, также из рода Орбелянов. Он и стал преемником Ованнеса на посту митрополита, тем более, что к моменту смерти своего учителя и покровителя он имел титул архиепископа, полученный еще в молодости. Ованнес Орбел скончался через три года после строительства церкви Сурб Аствацацин и был похоронен в притворе церкви Святого Карапета монастыря Нораванк в Амагу. Надпись на надгробном камне свидетельствует о том, что здесь находится “обитель мудрости и гения Орбела Ованнеса, прославленного митрополита Сюника”.

 

Тимпан западного входа богато декорирован орнаментом в форме стилизованной виноградной лозы. В его центре - Пресвятая Богородица и  ее Сын, сидящий на левом ее колене.

Тимпан западного входа богато декорирован орнаментом в форме стилизованной виноградной лозы. В его центре - Пресвятая Богородица и  ее Сын, сидящий на левом ее колене.

Церковь в Арени имеет два входа, с запада и юга. Причем входные арки стрельчатые. Арки треугольных ниш на восточном фасаде традиционно округлые, и вместе с двумя крестообразными окнами между ними смотрятся очень красиво. Тимпан западного входа богато декорирован орнаментом в форме стилизованной виноградной лозы. В его центре - Пресвятая Богородица и  ее Сын, сидящий на левом ее колене. Его правая рука осеняет мир крестом, а над челом Младенца высечено “Иисус Христос”. Тимпан – свидетельство высокого мастерства Момика как скульптора.
 

7c604d247df7c261ae738ad5f360622e.jpg

Если церковь выстояла при первом землетрясении, второе – 1840-го года – она не выдержала. Рухнул зонтичный купол, погибла часть декора и росписей. Но на парусах, поддерживающих барабан купола, сохранились рельефы с символами евангелистов – ангела, льва, тельца и орла. В ХХ веке церковь была восстановлена. Вокруг нее сохранились старинные хачкары и надгробья, неподалеку - остатки княжеского дворца.

Павел Джангиров

 

 

Церковь Сурб Аствацацин в Арени - один из шедевров зодчего Момика