Город, который любил царя Николая II
Нина Берберова в книге «Курсив мой…» вспоминает рассказ своего деда. Однажды на смотре, который Николай II устроил дворянству, царь спросил его: «Далека ли от его мест железная дорога?» Дед не удержался и ответил: «Сто верст, ваше величество. Пора бы провести ветку в нашу сторону, давно пора».
-Россия велика, - сказал царь, грустно улыбнувшись, как и подобает царям, - нельзя в такой великой стране все сделать сразу.
Далее Берберова пишет: «Какие темпы, собственно, считал он приличными для перемен в России? Ему самому дали по шапке на сто лет позже, чем следовало!»
«Дали по шапке».
Уничтожали Ипатьевский дом тоже много позже преступления, в 1989 году руками Бориса Ельцина.
Не 7 ноября (25 октября) 1917 года, а день 2 (15 марта) этого же года стал трагической вехой. Кгда уже не царь, а полковник Романов покинул Ставку в Могилеве и поехал по улице, которая сегодня называется Первомайской, на вокзал, сохранивший свой исторический облик - в Царское село – так начиналась его Голгофа.
В Могилеве, пожалуй, личность царя раскрылась перед современниками и нами, читающими страницы воспоминаний о пребывании его в городе, наиболее точно, без экзальтации и драматизма, который только набирал силу. Царя в Могилеве, сегодня третьем по величине городе Белоруссии, очень любили за его набожность, простоту в общении.
В Могилеве с августа 1915 г. по февраль 1918 г. находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Город был местом пребывания последнего императора и наследника престола. Царь очень любил прогуливаться по улицам Могилева, как и его дочери, навещавшие отца. ОТМА (Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия), гулявшие без охраны, вызывали в народе искреннее восхищение. Особенно сестры любили заходить в галантерейный магазин Бернштейна – сегодня в нем располагается магазин «Пятерочка». Супруга Николая II Александра Федоровна Могилев недолюбливала – город платил ей тем же: считал ее высокомерной, холодной, не смотря на то, что царица и дочери ухаживала за ранеными офицерами и солдатами. Некоторые краеведы считают, что царицу ненавидели и она не видела не то, чтобы должного, но простого человеческого уважения.
Очень важный факт – царь так и не приказал построить в городе для себя дворец. Царица же и ОТМА жили в собственном вагоне на тупиковом пути у здания железнодорожного вокзала. «Могилевская правда» пишет о том, что до сих пор в Могилеве живут люди, которые помнят, как выглядел дворец губернатора, в котором с 1915 по 1917 год находилась царская Ставка, затем — Ставка Временного правительства. С 20 ноября 1917 по 25 февраля 1918 года здесь же размещалась Ставка большевистского главнокомандующего Н.В.Крыленко. Безусловно, они не были очевидцами столь далеких событий. Но, например, колонны из розового мрамора с витиеватыми позолоченными капителями под сводом вестибюля запомнились могилевчанке Тамаре Беловой из ее предвоенного детства, когда школьницей посещала она дом пионеров, организованный в здании постройки 1778 года.
Горожане любят вспоминать и о царевиче Алексее. Говорят, в Могилеве он не производил впечатления застенчивого подростка. Часто играл с местными детьми разных сословий на Валу. Для того, чтобы порадовать мальчика, устраивались и благотворительные балы.
Спустя сто лет, прогуливаясь по улицам Могилева, красивейшего города в Приднепровье, замечаешь, что царские приметы здесь есть – но культ Николая II все же создан не был.