Акоб Джугаеци: восход и закат светского осмысления священной тематики в армянской миниатюре
Несмотря на тяжелую экономическую и политическую ситуацию в позднем средневековье, которая безусловно оставила свой отпечаток на развитие армянской культуры, определенные отрасли искусства продолжали развиваться. Значительные достижения были особенно очевидны в миниатюре, а также в сфере книгопечатания.
Наиболее знаменитыми школами XV–XVI веков были школы миниатюры Васпуракана, Карина, Новой Джульфы (Нор Джуга) и Крыма. Среди миниатюристов этого периода стоит упомянуть особенно знаменитых Акоба Джугаеци, Месропа Хизанци, миниатюриста Саака и других.
Акоб Джугаеци — выдающийся художник-миниатюрист конца XVI начала XVII века и самый знаменитый представитель Джульфинской школы миниатюры. Его считают последним крупным армянским миниатюристом Средневековья.
Художник жил и работал в один из тяжелейших в армянской истории периодов, когда страна была ареной военных действий между Ираном и Османской Турцией.
Биографические сведения об Акобе Джугаеци скудны: в соответствии со средневековой традицией, мастера не сообщали подробных сведений о себе. Они обычно указывали лишь свои имена, имена заказчиков, время и место изготовления рукописи и сведения исторического характера. Из памятных записей его манускриптов становится известным, что он родился около 1570-х гг., происходил из города Джуги, расположенного на реке Аракс.
В результате противостояния между Ираном и Османской Турцией был разрушен его родной город Джуга, а сам Акоб вместе с другими жителями этого богатого и процветавшего армянского города, согласно указу Шаха Аббаса, был выселен в Иран — в Исфахан, и в построенной армянами Новой Джульфе художник жил и творил до конца жизни.
Сохранилось около восьми книг с иллюстрациями Джугаеци, из которых шесть — Евангелия. Акоб Джугаеци также принимал участие в иллюстрации знаменитой рукописи «История Александра», приписываемой Каллисфену.
Самая совершенная рукопись Джугаеци — Евангелие 1610 года. Это уникальное явление в армянской книжной живописи со своими непривычными иллюстрациями Библии (59 иллюстраций на полноценных страницах). Акобом Джугаеци, который в последний раз поднял на былую высоту армянскую книжную живопись, завершается 1300-летний процесс развития этого искусства.
Талант Акоба Джугаеци выражается оригинальностью и экспрессией его работ, которые отличаются необычной яркостью красок и высоким мастерством. Благодаря творчеству Джугаеци, в армянской школе миниатюры выявились черты более светского подхода к религиозной теме. События истории он зачастую представлял как сцены окружающей его жизни, а изображенные им святые больше похожи на светских людей и простолюдинов, чем на образы Евангелия. Благодаря такому свободному отношению к средневековым канонам и светскому осмыслению священной истории творчество Акоба Джугайеци проявило симптомы нового художественного мировоззрения, которые мастер выразил на своеобразном изобразительном языке. Он создал совершенно новый и уникальный мир образов, в котором прослеживается его неповторимая индивидуальность.
Впервые в 1919 году Гарегин Овсепян упомянул имя Акоба Джугаеци в связи с иллюстрациями к одной из его рукописей — «Истории Александра Македонского» Псевдо-Каллисфена, где под миниатюрой, изображающей героя книги, значилось имя миниатюриста. Затем из опубликованного в 1924 году альбома Фредерика Маклера «Documents d’artarmeniens» стало известно Евангелие, украшенное Акобом Джугаеци в 1592 году, из частного собрания в Париже, которое благодаря трактовке сюжетов считается одним из лучших образцов творчества Джугаеци как для армянского, так и для восточно- и западнохристианского искусств.
В исследованиях Рубена Дрампяна и Александра Свирина, вышедших конце 1930-х годов, Акоб Джугаеци на основе хранившегося тогда в Музее изобразительных искусств Армении Евангелия 1610 года выделен как яркая творческая индивидуальность. Следующий шаг в изучении искусства Акоба Джугаеци был сделан Лидией Дурново, которая привлекла все три вышеупомянутые работы художника. Она относит его творчество к Эрзерумской школе миниатюры, которую считает одной из основных составляющих Джульфинской. Работ Джугаеци сохранилось не так много, во второй половине XX века было найдено несколько новых работ художника, всего же на данный момент изучены семь рукописей миниатюриста.