Дмитрий Хворостовский: журавлиный клин и вечная память
Ушел Дмитрий Хворостовский – эта смерть невосполнима. Своим уходом выдающийся певец XX века оставит рану, которая зарастет не сразу. Наше время называет его имя с крупнейшими оперными «звездами», дивами, но есть для него и другой ряд – певцов, тени которых останутся прежде всего не на лучших сценах в блеске софитов, а в памяти народа. Среди таких личностей, как Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Беглар Амирджан.
Жизнь дала мне ровно один шанс – и я его упустила. Когда была ученицей музыкальной школы в одном сибирском городке и учитель предложил мне билет на концерт солиста Красноярского государственного театра оперы и балета Дмитрия Хворостовского. К нам много приезжало больших музыкантов, даже Святослав Рихтер. На концерт Хворостовского я не пошла, а через несколько лет из города, связанного с именами Витуса Беринга, Василия Сурикова, певец уехал навсегда. Еще немного – и началась его легенда. Сразу же после победы в 1989 году в Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе. С тех пор его имя на афишах в лучших оперных театрах мира: Королевский театр Ковент-Гарден, Баварская государственная опера, Ла Скала и Театр Колон…
Дмитрий часто приезжает в Россию. Он считается одним из лучших певцов, исполняющих произведения Георгия Свиридова. В Большом театре он тоже получал ангажемент, но в прессе были часты его критические высказывания в адрес одного из старейших оперных театров мира, точнее, его репертуарной политики. Дмитрий Александрович Хворостовский для русского любителя оперного искусства, не смотря на его востребованность миром, продолжал оставаться наследником Федора Шаляпина.
Для них обоих любовь к русской народной песне была основой жизни и даже гражданской позиции. Дмитрий возродил на сцене шаляпинскую народную песню «Ах ты, ноченька».
Песни Великой Победы, среди которых были легендарные «Вставай, страна огромная» (когда Гитлер в июне 1941 года слышал эту песню по радио, он цепенел от страха), «Вот солдаты идут», «Дороги», ознаменовали собой новый этап творчества и духовного служения певца. Особенно людям стала дорога песня «Журавли» на слова аварского поэта Расула Гамзатова и музыку Яна Френкеля. Он пел ее не только в России, но и в Армении вместе с «Песней о Родине» на слова Роберта Рождественского, музыку Микаэла Таривердиева. Тогда он говорил: «Армения для меня священна». В Армении его «Журавлей» во многом ассоциировали с образом ушедших душ наших солдат с теми журавлями, которых воспел Комитас.
В ноябре 2009 года прошли концерты Дмитрия в Государственном Кремлевском Дворце, где Хворостовский выступил в новом амплуа, исполнив песни И. Я. Крутого на стихи Лилии Виноградовой. Концерты явились презентацией нового совместного альбома Хворостовского и Крутого «Дежавю». В концертах также принимал участие хор Академии хорового искусства и оркестр под управлением Константина Орбеляна.
В октябре певец в тихом семейном кругу отметил свое 55-летие. Ровно два года мужественной борьбы с 2015 года, когда он узнал о диагнозе. А сегодня утром его душа оказалась там, где в журавлином клину освободилось место, принеся великому баритону успокоение и вечную память.