Мелин Каракашян в поисках могилы Аршила Горки
Армянский музей Москвы и культуры наций предлагает вам первый очерк, посвященный поездке психолога Мелин Каракяшян на могилу Аршила Горки.
Психолог Мелин из Нью-Джерси, известная своей помощью жертвам землетрясения в Армении 1988 года, Карабахского конфликта и событий 9/11, недавно побывала на месте захоронения знаменитого художника Аршила Горки.
В ясный осенний день она со своими кузенами поехала в город Шерман штат Коннектикут, чтобы побывать на могиле знаменитого художника. Здесь они не увидели сувениров памяти Горки, посчитав, что коммерция, сделанная на его имени и творчестве, здесь не прожилась.
Мелин кое-что знала об Аршиле, но после просмотра его работ в художественном музее Montclair в Нью-Джерси, биографического фильма и выступления арт-эксперта Кнарига Акискала (Knarig Akiskal), она решила разыскать его захоронение и узнать больше о великом художники.
В Шермане они узнали, что в городе есть два кладбища. На каком именно покоится прах Аршила, они точно не знали. Купили цветов и приехали на более старое, основанное семьей Норсроп (Northrop).
Семья Горки выкупила здесь землю вокруг захоронения, но с 1948 года кладбище разрослось и найти надгробие оказалось не так просто.
В одной из газет писали, что настоятель церкви отказался хоронить художника в связи с тем, что тот покончил с собой. Тем не менее, было разрешено захоронение без церковной службы и отпевания.
Горки поселился в Шермане в последние два года жизни. Он снимал так называемый «стеклянный дом». Он приехал сюда, потому что здесь было спокойно и, возможно, арендная плата за жилье была невысока.
Аршил Горки (Востаник Адоян) родился или в 1904 или в 1905 году (на его надгробье указан 1905 год) в селе Хорком близ озера Ван в семье армянского фермера и его жены, дочери священника. Для нее это был второй брак. Он был средним из трех детей. Его мать потеряла своего первого супруга во время турецких погромов армян в 1896 году.
В 1908 году его отец бежал в США от турок. В 1915 году, когда нависла новая волна погромов армян, Шушан Адоян и двое ее младших детей нашли убежище в Восточной Армении.
Шушан, мать Горки, Вартуш, его сестра и молодой Востаник (или Манук, как его еще называли) переезжают с места на место. В 1919 году в Ереване Шушан тяжело заболевает и умирает от голода.
Для Горки мать была как богиня. Вся его последующая жизнь была окрашена воспоминаниями об этой потере. Вартуш и Востаник после похорон матери в братской могиле уезжают в Константинополь при помощи друзей и родственников.
Горки был подростком, когда он и Вартуш прибыл в Уотертаун, штат Массачусетс в 1920 году. В период с 1926 года по 1945 он написал две работы памяти матери по воспоминаниям и фотографии 1912 года.
Не смотря на бедность, в Америке он получает прекрасное образование. Он вносит европейскую традицию в американский абстрактный экспрессионизм. Ему начинают подражать, таким образом признавая его лидерство, хотя по-настоящему слава к нему пришла только после смерти.
В Статье в Wall Street Journal Горки называют "поэтом ностальгии", ссылаясь на его выставку в Вашингтоне "Аршил Горький: Прорыв Года", где была представлена коллекция из 42 картин и рисунков последнего десятилетия. О нем говорили: «Мало, кто из художников ценится всеми своими коллегами». Его студия на площади Юнион-сквер стала излюбленным местом для молодых талантливых художников. Многие из них были иностранцы без денег.
По словам одного писателя, мир искусства заменил Горьки семью, которую он потерял…
В 1945 году несколько несчастий обрушиваются на Горки. Его студия сгорела вместе с большим количеством картин, которые он написал в течение нескольких лет. Вскоре после этого он перенес тяжелую операцию, и очень сильно ослабел…
В начале июля 1948 года он попадает в автомобильную катастрофу и получает перелом двух позвонков. Через 10 дней он вышел из госпиталя со спинальным протезом, работать он больше не мог. Через некоторое время позвонил друзьям в Роксбери и Нью-Йорк. Они были настолько обеспокоены, что связались с его соседями. Захотели навестить его, но дом был уже пуст.
…
Такса Горки лаяла и пробовала кусать людей, приближавшихся к сараю возле старой каменной дробилки. Они нашли Горки повешенным на балке. Предсмертную записку он нацарапал на деревянном ящике: «Прощайте, мои любимые!».
Продолжение следует.