Ованес Туманян. О памятнике Хачатуру Абовяну
Армянский музей Москвы и культуры наций продолжает фрагменты публицистических очерков Ованеса Туманяна.
- Что вы намерены сделать для установления памятника Абовяну, с 200 рублями вместо необходимых 18 000? - спросил я господина председателя Объединения Культуры.
- Мы будем устраивать вечера, приглашать богатых людей и обращаться к ним с просьбой, а что еще можно сделать? - ответил он.
И у меня как-то защемило сердце. Значит, может случиться так, памятник Абовяну будет установлен подобным образом, а на постаменте его будет красоваться надпись “Армянская нация - своему великому сыну”.
Нет, это невозможно, так не должно быть. Каким бы измученным и бедным бы ни был армянский народ в настоящее время, этого допускать никак нельзя. Ведь это памятник не просто талантливому писателю или выдающемуся деятелю. Это - памятник израненному сердцу армянского народа, памятник, которому предстоит стоять в священной Араратской долине на виду веков и поколений, чтобы потомки видели, сколько мечей вонзено в него, сколько в нем боли и горя.
Он должен стоять вечно, безмолвно напоминать миру о мучениях и ужаса, пережитых армянами. Есть еще один монумент, который однажды армяне воздвигнут на берегах озера Ван, на Нарекских скалах, чтобы он рассказал небу, “гласом из глубины сердца”, поведал целую “Книгу скорбных скитаний воплем сердца сироты”.
Вот это будет идеально. Пусть слышат и небо, и земля. И они должны услышать, потому что это расскажет не язык, не уста, а расстрелянное сердце, которое пылает вместе с землей, это измученная душа, стоны которой долетают до небес.
Эти монументы нужно воздвигнуть всей нацией, а не с помощью благотворительных вечеров, или кошельков состоятельных господ. Это - обязанность, но вместе с тем и право, которое принадлежит каждому армянину.
И пусть установка памятника будет отложена до того, как будет собрана необходимая сумма, лишь бы это дело стало общим делом армян..
Его памятник должен быть установлен за те самые горькие три рубля, которые жертвует сегодня рабочий Анушаван Абовян, жертвует вместе со своей национальной гордостью и трепетом сердца. Но в этих трех рублях - сама щедрость. Пусть по копейке, но давайте соберем на памятник все вместе, чтобы участвовал каждый, потому что Абовян принадлежит всем, и в нем - каждый из нас.