Теодор Аксентович
Теодор Аксентович
К своим национальным корням Теодор Аксентович обратился в картине «Крещение Армении». Есть сведения, что в 1930 году им была написана многофигурная композиция «Армяне в Польше», но следы этой работы утеряны.
«Молодая Польша» — эпоха в польском искусстве, которая пришлась на 1890–1910-е годы и стала польским ответом модернизму. Одним из ведущих художников «Молодой Польши» был портретист и автор жанровых сцен Теодор Аксентович.
Теодор Аксентович родился 13 мая 1859 года в румынском городе Брашов в армянской семье, происходившей из рода Тер-Аксент. Образование он получил в Мюнхенской академии художеств (1879–1882). В период с 1882-го по 1895 год Аксентович продолжил свои художественные занятия в Париже под руководством Каролюса-Дюрана. В качестве иллюстратора он сотрудничал с популярными парижскими журналами Le Monde Illustré, L'Illustration и Figaro. Кроме того, он зарабатывал, делая копии работ великих мастеров прошлого — Боттичелли и Тициана.
С 1890-го по 1899 год Теодор Аксентович отправлялся в несколько поездок в Лондон и Рим. В Лондоне он писал на заказ портреты членов английского истеблишмента, изучая традиционную и современную английскую портретную живопись. Он обращался к работам Томаса Гейнсборо, Джеймса Уистлера и художников-прерафаэлитов.
В 1895 году Теодор Аксентович обосновался в Кракове, где до 1934-го занимал должность профессора в Школе изящных искусств. В 1897-м он основал Школу живописи для женщин, в которой читал лекции. Аксентович принадлежал к группе основателей польского художественного общества Sztuka, представлявшего польское искусство на международных выставках. В 1910-м Теодор Аксентович стал первым избранным ректором Краковской академии художеств. Его персональные выставки проходили в Кракове, Варшаве и Лодзи. Аксентович принимал участие в международных выставках в Берлине, Мюнхене, Лондоне, Риме, Венеции, Париже и Чикаго.
Творчество Теодора Аксентовича развивалось в основном двумя путями. Художник получил признание как портретист и одновременно как автор жанровых сцен, сюжеты которых были навеяны фольклором. Жанровая тенденция его творчества восходит к началу мюнхенского периода его исследований, когда Аксентович писал реалистичные сюжеты из деревенской жизни и иллюстрировал историю славян с IV века («Погребение славянского вождя», «Шествие воинов»). Самые известные его жанровые картины на народную тему — «Праздник Иордана (Благословение воды)» и «Коломыйка». В своих работах Аксентович живописал жизнь и традиции жителей Карпат.
1. «Праздник Иордана (Благословение воды)», 1893 ǁ culture.pl
2. «Коломыйка», 1895 ǁ culture.pl. Коломыйка — украинский народный карпатский танец и плясовая песня
Свидетельством увлечения историей и культурой армян было присоединение Теодора Аксентовича к Обществу армянских художников в Польше Haiasdan. К своим национальным корням Аксентович обратился в картине «Крещение Армении». Есть сведения, что в 1930 году им была написана многофигурная композиция «Армяне в Польше», но следы этой работы утеряны. Аксентович — автор рисунков витражей Армянского кафедрального собора во Львове.
Особую известность Теодор Аксентович приобрёл как автор женских портретов, прекрасно выполненных в технике пастели. Он изображал женщин, умело используя атрибуты женственности — бальные платья, элегантные шляпы, дорогие украшения и карнавальные маски. Незначительное место в творчестве Аксентовича занимали декоративные стилизованные натюрморты. Художник также делал графические иллюстрации и создавал плакаты для выставок Польского общества художников Sztuka.
Теодор Аксентович умер 26 августа 1938 года и был похоронен на Раковицком кладбище в Кракове. В 1938-м в Кракове состоялась персональная посмертная выставка Аксентовича, а в 1939-м — во Львове. Работы польского художника-армянина представлены во многих музейных собраниях, среди них — Национальный музей в Кракове, Национальный музей в Варшаве, Национальный музей в Познани и ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Источники:
1. Irena Kossowska. Teodor Axentowicz ǁ culture.pl.
2. Аксентович Теодор ǁ artinvestment.ru.
1. Автопортрет с палитрой (1898). 2. Портрет Янины Познанской (ок. 1910). 3. «Девушка в парке» (1899). 4. «Читающая женщина» (1899). 5. «Под бременем невзгод» (1938). 6. «Старость и Молодость» (ок. 1900). 7. «Осень» (ок. 1900). 8. «Золотой ангел» (ок. 1900) ǁ wikiart.org