0
0

Овсеп Каралян

Овсеп Каралян

$0.00

На полотнах Овсепа Караляна старый Тифлис вместе со своими обитателями обретает вторую жизнь. Темы и сюжеты его картин навеяны впечатлениями и воспоминаниями детства и юности, становящимися осязаемыми с помощью красок и кистей.

Add To Cart

«Все разговоры, варианты сценария, эскизы, сомнения настолько вошли в мою жизнь, что до сих пор „Цвет граната“ — это какой-то большой дневник взаимоотношений двух Великих, свидетелем общения которых я была», — вспоминала о днях работы своего отца над фильмом «Цвет граната» Белла Каралян. Её отец — художник Овсеп Каралян, на чьих полотнах получила отражение яркая и многогранная жизнь старого Тифлиса. Он и Сергей Параджанов — «два Великих», о которых она писала.

Заслуженный художник Армянской ССР Овсеп Каралян (1897–1981). Фото: avproduction.am

Заслуженный художник Армянской ССР Овсеп Каралян (1897–1981). Фото: avproduction.am

Эскизы к «Цвету граната»

«Вы или никто!» — сказал Параджанов однажды тонко чувствовавшему Тифлис Караляну, уговаривая его стать художником своего фильма о Саят-Нове. Так началась работа над эскизами к «Цвету граната». Каралян мастерски разработал костюмы главных героев фильма, а также воинов, монахов и монахинь, банщиков и строителей. Художник создал к картине Параджанова более шестидесяти работ: «Монах-мастер фрески», «Армянка-крестьянка», «Крестьянский мастер», «Монах из Санаина», «Карабахский мальчик», «Карабахец», «Католикос Казар». Результатом Сергей Параджанов остался очень доволен. «Я понял: Каралян — один из немногих, кто, поработав с Параджановым, передал ему частичку своего „я“», — говорил оператор фильмов Параджанова Альберт Явурян.

Овсеп Каралян. Эскизы костюмов к фильму «Цвет граната» ǁ zham.ru

Тифлис в жизни художника

Овсеп Каралян родился в 1897 году в Тифлисе в семье виноторговца. Творчество Караляна — результат влияния художественной культуры Тифлиса конца XIX – начала XX века. Он получил образование в Тифлисской школе изящных искусств, где вместе с ним учились скульптор и художник Ерванд Кочар, архитектор Каро Алабян, живописцы Геворг Григорян (Джотто) и Александр Бажбеук-Меликян.

Овсеп Каралян. «Чашка кофе», 1965. Национальная галерея Армении

Овсеп Каралян. «Чашка кофе», 1965. Национальная галерея Армении

Овсеп Каралян жил в Тифлисе до начала 1930-х годов, затем до начала 1940-х — в Москве, где окончил Высший художественно-технический институт (ВХУТЕМАС). С 1953-го и до конца жизни художник обосновался в Ереване, где прошла наиболее значимая пора его творчества.

Овсеп Каралян. «В город», 1958. «На улице», 1950. Национальная галерея Армении

На полотнах Овсепа Караляна старый Тифлис вместе со своими обитателями обретает вторую жизнь. Темы и сюжеты его картин навеяны впечатлениями и воспоминаниями детства и юности, становящимися осязаемыми с помощью красок и кистей. Черты вечного проступают в изображаемых им будничных явлениях жизни — продавец угля забредает в тихий крытый дворик («Продавец угля»), где-то в другом месте за кубком вина безмолвно коротают время приятели («Харчевня у моста»), а герои «Семейного портрета» будто сидят перед объективом фотокамеры.

Плакаты. Выставки

В 1942 году в ереванском издательстве АРМГИЗ вышла проиллюстрированная и оформленная Овсепом Караляном книга «Мы победим. Армянские писатели Отечественной Войне». В послевоенные годы художник обращался к искусству плаката. Он выполнил плакаты «Что колхоза, что своя — одинаково мила» (1954), «Целина — источник зерна» (1956), «Армению превратим в цветущий сад» (1961), «Промышленный ток дай в срок» (1962), «Щедрость земли — на благо народа!» (1972).

Работы Овсепа Караляна экспонировались на зарубежных выставках в Турции (1921), Болгарии (1967) и Венгрии (1973). Персональные выставки художника проходили в 1968-м и 1983-м в Ереване, в 1969-м — в Москве и Новосибирске. Сегодня его произведения представлены в Третьяковской галерее, Национальной картинной галерее Армении и Музее Востока.

Источники:

1. Марина Аргутян. Темпера «Цвета граната» — Каралов и Параджанов ǁ zham.ru.

2. И. Каралян. Живопись. Набор почтовых открыток с комментариями А. Райхенштейна. Москва, 1971.

3. Овсеп Каралян ǁ tramvaiiskusstv.ru.

1. «На кухне» (1979). 2. «Портрет маленькой Норы» (1920). 3. «Колхозницы на отдыхе» (1958). 4. «Весна. Цветущая акация» (1965). 5. «Развеска суджуха» (1964). 6. «Беженцы» (1965). 7. «Каменщик» (1970). 8. «Охота» (1957). © Национальная галерея Армении ǁ gallery.am