....Гевонд Алишан..Ghevond Alishan..Ղևոնդ Ալիշան....
....Гевонд Алишан..Ghevond Alishan..Ղևոնդ Ալիշան....
Гевонд Алишан (1820-1901) - имя при рождении Керовбе Алишанян - крупный армяновед, этнолог, ученый, поэт Член католической конгрегации мхитаристов (Венеция).
Керовпе Алишан родился 6 (18) июля 1820 года в семье учёного-нумизмата, в Константинополе. Проучившись два года в местной армянской католической начальной школе, Керовпе в возрасте восьми лет был привезён в Венецию, где обучался в школе мхитаристов при армянском католическом монастыре Святого Лазаря. Здесь он в совершенстве изучил древнеармянский язык — грабар, а также итальянский, английский, немецкий, французский, приобретает обширные знания по истории, географии, филологии.
Школу Керовпе окончил в необыкновенно короткий срок. В 14-летнем возрасте принимает иноческий сан и переименовывается в Гевонда (в честь героя национально-освободительной борьбы армянского народа 451 года — Аварайрской битвы). Будучи ещё учеником семинарии, Алишан становится членом арменоведческой конгрегации мхитаристов. Сразу же по завершении учёбы назначается учителем той же школы.
7 июня 1840 года Гевонд Алишан был рукоположен в священника и назначен учителем, а вскоре - инспектором армянской школы Мурадян в Париже. Впоследствии школа Мурадян была переведена из Парижа в Венецию, - и Гевонд вернулся в монастырь Святого Лазаря. С 1849 по 1855 год Алишан был главным редактором периодического органа мхитаристов Венеции - журнала «Базмавеп».
«Алишан исполнял разные монастырское должности, по долгу, и хотя неоднократно, при выборах генерального аббата ордена мхитаристов, кандидатура его была выдвигаема, он всегда отказывался, оставаясь простым монахом.
С 1830-х годов Алишан проявляет серьёзный интерес к различным областям арменоведения. В библиотеках, музеях, книгохранилищах разных городов Западной Европы он изучает армянские рукописи, обнаруживая многочисленные ценные материалы, связанные с историей и культурой армянского народа. Алишан — автор капитальных трудов по армянской истории, этнографии, географии, культуре, многие из которых переведены на итальянский, английский, французский, немецкий языки.
Несмотря на свой пламенный патриотизм, Алишан был противником армянского национально-революционного движения, ошибочно полагая, что оно лишь провоцирует турецкие зверства, без каких-либо шансов возродить Армянскую государственность. Глубокий пессимизм внушил ему убеждение, что «надо приспособиться» к варварской и чужеродной власти.