Арцахский монастырь Ерек Манкунк – центр противостояния католикосу Гандзасара
Ерек Манкунк, Ериц Манканц, Ерицманканцванк, монастырь трех отроков – все это названия удивительной церкви XVII века, сокрытой в диких лесах Мартакертского района Арцаха. Сооружение поражает не только своей необычной архитектурой: здесь несколько столетий назад находилась обитель патриарха, причем патриарха «альтернативного», выступавшего против Гандзасарского.
Монастырь Ерек Манкунк расположился в семи километрах от Джраберда. Гармония архитектурных сооружений не только придает комплексу величественный вид, но и органически вписывается в окружающую их природу. Здесь горы почти до облаков поднимают свои скалистые главы, ущелья узки и глубоки, речки быстры и шумны, а на фоне лесов и темной зелени горных склонов белеет Соборная церковь монастыря. Впрочем, добраться до этого сооружения не так просто.
Согласно сохранившимся надписям, как пишет историк Арцаха Шаген Мкртчян, церковь монастыря построили католикос Алуанка Семен и его брат, архимандрит Игнатиос, на средства прихожан под покровительством персидского шаха Сулеймана. Ерек Манкунк был создан в качестве антипрестола Гандзасарскому с целью нарушить единство католикосата Алуанка, поэтому не случайно, что в его создании был заинтересован персидский шах. Вставленные в стены церкви хачкары датированы 1020 годом по армянскому церковному календарю (1020 году соответствует 1571 год григорианского календаря, который сейчас используется в большинстве стран), а также 1069 (1620) и 1194 (1745) годами.
А вот что пишет об основании церкви армянский писатель Раффи в своем труде «Меликства Хамсы»: «В 1651 году некто Симон из Хоторашена (сын простого священника, не принадлежавший к роду Хасан-Джалалянов) в одном из сумрачных ущелий горы Мрав основал монастырь, названный Ерек Манкунк, и стал католикосом этого монастыря. Он и положил начало новому католикосату, оппозиционному древнему католикосату Агванка. Эти два враждующих католикосата (монастырь Гандзасар и монастырь Ерек Манкунк) были расположены не более чем в 24 часах пути друг от друга. Первый находился в провинции Хачен, а второй – в провинции Джраберд». Католикосы монастыря Ерек Манкунк продолжали свою деятельность до 1800 года, постоянно соперничая с Гандзасарскими из рода Хасан-Джалалянов.
«Три отрока» – именно так переводится Ерек Манкунк. Церковь назвали в честь трех иудейских юношей, брошенных в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться золотому идолу и спасенных архангелом Михаилом. Сюжет о Вавилонских отроках описан в «Книге пророка Даниила».
Однако интересна не только захватывающая история комплекса, но и его нетривиальная архитектура. Церковь – трехнефная прямоугольная базилика с ассиметричной конструкцией. Купол опирается на четыре колонны, а вся поверхность тимпана покрыта орнаментами с надписью о строительстве монастыря. В восточной части молельного зала располагается алтарь-абсида, с обеих сторон которого находятся двухэтажные приделы. В северной части маленького зала рядом с алтарем сохранилось место купели. Уцелела также дверь, вершина купола с укрепленным на нем крестом и остатки гладкого покрытия пола.
Архитектором монастыря Ерек Манкунк стал Саркис. Надпись, которую он высек на внутренней стене алтаря с северной стороны, гласит: «Строитель и зодчий церкви – мастер Саркис. Помяните (в молитвах) к Христу». Интерьер церкви поистине впечатляет: величие и безмолвие просторной залы подчеркивается пышностью стройных пилонов, легкостью перекрещивающихся дугообразных арок, игрой солнечных лучей, проникающих через просторные окна в барабан купола, таинственностью двухэтажных приделов, обширной надписью на торце алтаря, десятками больших и малых хачкаров.
Монастырь имеет целый ряд архитектурных особенностей. Первая – ассиметричное расположение купола, который находится не в центре, а сдвинут в сторону запада. Тем не менее, благодаря местонахождению двери в южной части кажется, что купол находится посередине зала. Вторая особенность заключается в технике строительства комплекса. Чтобы придать церкви динамичность и создать впечатление устремленность ввысь, купол с восьмигранным барабаном, а также примыкающая к нему верхняя часть фасада облицованы белым камнем с желтым оттенком, в то время как остальные стены возведены из неотесанных серых камней. И третье – местоположение монастыря. Ерек Манкунк был построен на высоком узком мысе, покрытым лесами, представляя собой настоящий «образец живописной застройки». Во всей красе храм предстает из Джраберда, а диспропорция в его облике созвучна с окружающей природой.
Подобные композиционные приемы довольно распространены в армянском зодчестве и являются его отличительной чертой. В комплексе Ерек Манкунк ранее жило большое монастырское братство, о чем свидетельствуют многочисленные жилые помещения и другие постройки. Они располагаются у восточного крыла церкви, а также у южной стены. Там, в скрытой в земле зале, находится большая круглая комната, где размещались патриаршие покои. В окно, словно в подзорную трубу, можно увидеть Джраберд и ущелье реки Трхи.
Подготовлено по материалам: Мкртчян Ш. Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха, 1989; armeniatourism.ru; wikireading.ru
Фото обложки: Diocese.of.Artsakh