Фред Африкян: от архитектуры к новым армянским шрифтам
Фред Гургенович Африкян — мастер армянской архитектуры и искусства шрифтов, главный архитектор института «Армгопроект» и член Союза архитекторов Армении.
Африкян родился 25 марта 1937 года в Артике, который известен месторождениями туфа. Возможно, это и определило его интерес к строительству. В 1961 году он окончил Ереванский политехнический институт и с первых проектов показал себя как талантливый мыслитель и проектировщик. В годы учебы в ЕрПИ встретил свою будущую супругу — Анну Алоян, она тоже стала архитектором.
География его проектов обширна — это планировка поселка Зодского золоторудного комбината в Арарате и Басаргечаре, крытый рынок в Ленинакане (Гюмри), здание машиностроительного техникума в Чаренцаване, обелиск в новом центре Севана, летний ресторан в Ереване, проект Дворца культуры Общества иранских армян в Абовяне.
Африкян спроектировал несколько знаковых памятников: воинам-освободителям Арцаха в районе Давташен (Ереван), обелиск армянским олимпийским чемпионам в Ереване.
В декабре 1972 года было принято решение о планировке сквера имени Дружбы народов СССР, который открыли в 1982 году по случаю 60-летия образования Союза. Сквер должен был олицетворять собой советскую страну: каштаны символизировали Украину, берёзы — Россию, ель — Дальний Восток, искусственный холм — Кавказские горы, фонтан с морской галькой — Чёрное море. Всего было высажено 1346 дендрологических растений.
Фред Африкян стал автором памятника дружбы армянского и украинского народов. Пик популярности парка пришелся на 1980-е годы, впоследствии он был сильно запущен. Известно, что 2009 году, ко дню города, сквер частично обновили.
О том, как строили дворец культуры в Мецаморе, пишет Эрмине Вирабян. К сожалению, журналист не упоминает имени создателя этого уникального культурного объекта.
«Город Мецамор был основан в начале 1970-х вокруг первой атомной станции Южного Кавказа. Дворец культуры города строился с 1975 по 1986 годы, позже ему присвоили имя Вазгена Саргсяна. На сегодняшний день в здании, рассчитанном на около 700 учеников, учатся всего 100. Действуют этнографические, народные танцевальные группы, а также кружки изобразительного искусства. Во дворце культуры также располагается единственная библиотека города.
Размик Гегамян работает директором Дворца культуры со дня его основания. По его словам, в советское время жизнь здесь кипела — приходили рано утром и работали до поздней ночи. С гастролями выступали государственные театры Украины, Белоруссии, а также ставились постановки ереванских театров. Размик Гегамян с радостью вспоминает, что принимали гостей аж из Мозамбика.
Две основные проблемы Дворца культуры, по словам директора, — вопрос отопления огромного здания и неисправность крыши. Несмотря на это, по словам Гегамяна, все крупные мероприятия проводятся именно здесь, а не в находящемся по соседству Армавире, где есть отремонтированный Дом культуры. Размик Гегамян не надеется на правительство, говорит, что представители власти приезжали сюда шесть лет назад, но так и ничем не помогли».
Ряд проектов Фред Гургенович выполнял вместе с Анной Вагановной. В том числе дворец культуры в Мецаморе, дворец культуры в Камо (Гаваре), дворец пионеров в Масисе, подземный двухзальный кинотеатр в Абовяне.
Фред Африкян преуспел в книжной графике — оформил более 400 книг. Он и сам пишет стихи, известны его поэтические сборники «Поэма существа», «Солнечное славление», «Человек мистический». Он — автор книг «Искусство шрифта» (Ереван, 1984), «Афоризмы» (Ереван, 1986 — на армянском языке), каталога «Новые армянские канонические шрифты».
Архитектурное творчество и разработка оригинальных шрифтов часто дополняют друг друга. Среди российских выдающихся мастеров в этой связи можно отметить Якова Чернихова (1889- 1951), создателя архитектурных фантазий «Дворцы коммунизма». Яков Михайлович тяготел и к шрифтовой графике, он заложил ее теоретические основы и изложил правила и приемы.
Мы уже рассказывали о творчестве дизайнера, каллиграфа Рубена Малаяна, который разработал свой авторский армянский шрифт.
Гость Армянского музея — художник и каллиграф Рубен Малаян.
Фред Африкян среди тех дизайнеров, кто способствует разработке и внедрению в состав армянских шрифтов новейших знаков — драма, знака порядкового номера и знака вечности. Африкян — один из членов жюри Международного конкурса шрифтов «Граншан», среди целей которого — не только развивать армянское шрифтовое искусство в начертании, но и стимулировать разработку и оцифровку новых шрифтов.