Советский любовный треугольник в балете «Севан»
Постановка балета «Севан» на музыку Григория Егиазаряна в Ереванском театре оперы и балета имени А. Спендиарова в 1956 году была значительным событием в жизни республики.
В журнале «Советская жизнь» о нем пишет музыковед, доктор искусствоведения, профессор Ленинградской консерватории Георгий Тигранов.
Идея создания армянского советского балета возникла у Григория Егиазаряна еще в 1940-х годах. Сначала его увлек сюжет легенды об Ара Прекрасном и Шамирам. Но затем он решил обратиться к современности. В эти годы композитор писал симфонические сюиты, позже многие номера из них он включал в балет. Либретто написали И. Арбатов и В. Варданян. 6 февраля 1956 года ереванцы впервые увидели «Севан».
Тигранов пишет: «Действие балета протекает в наши дни в одном из высокогорных колхозов Советской Армении, на берегу живописного озера Севан. Перед зрителем проходят простые советские люди: колхозники и колхозницы, рыбаки и строители гидроэлектростанции, комсомольцы и комсомолки. А произведение воспевает созидательный труд советской молодежи на благо любимой Родины».
Далее Георгий Григорьевич описывает незамысловатую фабулу, но полную романтики и будничного героизма.
Юная колхозница Рузан и молодой инженер Рубен, строящий гидроэлектростанцию на Севане, полюбили друг друга. Но девушку любит и бригадир рыболовецкой бригады Азат — энергичный, темпераментный, пылкий. Успех его бригады кружит ему голову, и он повсюду выделяет себя, стремится противопоставить всему коллективу.
В нем проявляются черты, чуждые этическим нормам советского общества. Азат преследует Рузан своей любовью. Возмущенная девушка отвергает его притязания, рыбаки стыдят его. Чувства жгучей ревности и уязвленное честолюбие толкают Азата на преступление. Он решает отомстить Рубену.
На озере разыгрывается буря. Рубен спешит к шлюзу, чтобы предотвратить бедствие, но Азат преграждает ему путь. Во время борьбы он сильным ударом лишает Рубена сознания и скрывается. Вода, прорвав плотину, затопила колхозный участок. Героическими усилиями труженикам удается отвести воду от садов и спасти урожай. Узнав о преступлении Азата, колхозники изгоняют его из своей среды. Действие завершается праздником по случаю богатого урожая и свадьбы Рузан и Рубена.
Критик отмечает, что музыка балета ярко национальна. В основу танца девушек легла народная песня «Нубар». Звучит здесь и песня «Алагяз», мелодии, близкие по духу и характеру армянской народной и ашугской музыке. При этом в состав симфонического оркестра, конечно же, не вводят народные инструменты.
Как же решает Григорий Егиазарович эту проблему? Танец рыбаков исполняют три засурдиненные трубы, на фоне ударных они удачно имитируют зурну и дхол. В середине танца Рузан происходит слияние тембров скрипки соло с сурдиной, флейты и засурдиненные валторны, вызывающие ассоциации с кяманчой и зурной.
В премьерном спектакле партии влюбленных танцевали Максим Мартиросян и Н. Семакова, роль Азата — Вануш Ханамирян. Удивительно, что на сцену театра артист вышел в 15 лет! В родном театре танцор выступал много лет, на его счету более 30 спектаклей. Критик остался доволен только работой Семановой, ее пригласили в театр им. Спендиарова в 1947 году из Ленинграда. Образ Азата, по мнению Тигранова, резко обрывается, а Рубен — односторонний и схематичный.
Подытоживая, знаменитый музыковед счел, что спектакль «Севан», красочный и с прекрасной музыкой, стал переломным моментом в творческой деятельности театра. В другом составе колхозницу и рыбака сыграли С. Минасян и Ф. Епанян. Роль Азата осталась за Ханамиряном.
Источники:
- Журнал «Советская музыка», 1956/7-9
- Архивы Российской государственной библиотеки искусств