Куда идти и что смотреть: выставка Татевосяна в музее Востока
Открывшаяся в Государственном музее Востока выставка Егише Татевосяна рассказывает о начальном этапе творчества художника, его дружбе с Поленовым и русскими художниками, путешествии на Восток и глубоких связях с Россией и русской культурой. Мероприятие приурочено к 150-летию со дня рождения Татевосяна — живописца, названного кураторами одним из значительных мастеров изобразительного искусства конца XIX века – первой трети ХХ века. Многие работы экспонируются впервые.
Представляется, что источником вдохновения к созданию выставки Татевосяна стала прошедшая в 2019 году масштабная выставка Василия Поленова — учителя и друга армянского художника. В Новой Третьяковке, в зале круга учеников Поленова, был представлен пейзаж Татевосяна, а в каталоге выставки изданы татевосяновские «Мои воспоминания о Василии Дмитриевиче Поленове».
Большой сегмент текущей выставки действительно связан с усадьбой Поленова и семейством Поленовых. Львиная доля представленных работ — из коллекции Музея-заповедника В.Д. Поленова. Остальные — из собрания Государственного музея Востока, фонда Марджани и частных собраний.
Выставка состоит из четырех залов. В первом — пейзажи и этюды Татевосяна, связанные с его путешествием на Восток вместе с Василием Поленовым. Среди них — ряд ранее не экспонировавшихся картин и этюдов на евангельскую тему, часть из которых Татевосян не окончил. Это две работы 1893 года — «Христос перед Пилатом» и «Христос и самарянка», а также «Притча о богатом и Лазаре» 1897 года. На всех этих работах отражены поиски художником собственного стиля и чувствуется влияние самого Поленова, но ещё больше — мастера камерной академической идиллии Генриха Семирадского. В этом зале есть и безусловные фавориты любителей живописи армянского художника, растиражированные в каталогах и доступные в интернет-поисковиках «Картлинские горы» 1916 года и «Лодочка. Порт Саид», написанная около 1900 года. Необычной импрессионистской манерой письма обращает на себя внимание Мадонна с Младенцем — копия с картины (или иконы) неизвестного художника, написанная Татевосяном.
Отдельно освещенной «софитами» выставлена знаменитая картина «Храм царицы Елены в Иерусалиме» 1905 года. Выполненная легкими, но при этом густыми мазками, плотно нанесенными на холст, она производит мистическое впечатление. Полумрак, лампада, свет от гробницы и небольшая фигура молящегося изображаются художником как бы со стороны. Татевосян создает перспективу через полусвод, играя со светом на потолках и стенах, за счет чего зритель невольно становится участником особенного раннехристианского таинства.
Во втором зале — несколько работ на восточную тему, в том числе и акварельный эскиз для мозаики «Десять ослов Моллы Насреддина» 1896 года. Это работа из Поленово. Известно, что Василий Дмитриевич охотно практиковался в изготовлениях мозаик и даже придумал собственную мозаичную технику. Принимал в этом участие и Татевосян, ассистируя учителю. Акварель буквально передает суть восточной притчи.
Однажды некий погонщик ослов обратился к Молле Насреддину:
— О, мудрейший, объясни мне одну вещь, иначе я сойду с ума. Мне дали десять ослов для перегонки в другой город, и я отправился в путь. Перед дорогой я их пересчитал, их было 10. Я сел на осла и мы поехали. По дороге я решил вновь пересчитать ослов, и, к моему ужасу, их стало девять. Тогда я решил сделать привал, спешился, и снова пересчитал свое стадо, их вновь было десять! С облегчением я вновь тронулся в путь, но когда решил снова пересчитать ослов, их опять было девять! И так каждый раз и всю дорогу, в пути их всегда 9, а на привале 10. Взгляни сам, о Насреддин, и скажи, сколько ты здесь видишь ослов?
— Одиннадцать.
Особый стенд содержит фотографии и личные вещи. Здесь можно увидеть подаренные Татевосяну портреты католикоса Нерсеса Хримяна с дарственной надписью, ноты Комитаса, визитную карточку супруги художника Жюстины и личный аппарат для просмотра стереофотографий. Этот зал предваряет вторую часть экспозиции, посвященную двум важным увлечениям в жизни Татевосяна — путешествиям и фотографированию.
В 1899 году Татевосян сопровождал Василия Поленова в поездке на Восток. С ним отправился и фотограф — студент-естественнонаучник Леонид Кандауров. В Константинополе путешественники встретились с препятствиями в виде турецкой полиции. Стражи закона запретили Татевосяну пересекать границу, потому что на армян распространялись правила особой строгости. Следующие несколько дней были посвящены поискам необходимого для продолжения маршрута документа и фотографированием видов и типажей Константинополя. В третьем зале представлены фотографии, сделанные во время этого тура, а также ряд памятных снимков из усадьбы Борок с участием Поленова и его круга. Здесь Татевосян впервые предстает не только как живописец и друг семьи Поленовых, но и как талантливый фотограф.
Еще один зал, совсем небольшой, представляет юмористический комикс о поездке Татевосяна и его товарищей в Европу. Он был написан близкой приятельницей Егише Мартиросовича, художницей Елизаветой Кругликовой. В 11 работах цикла Кругликова последовательно изображает как Татевосян перепутал поезд, затем потерял и снова нашел в кармане деньги, после чего сконфузился в обувном магазине, и, в довершении всего, был изгнан из Берлинского музея не слишком любезным сторожем.
Представляется, что выставка откроет широкому кругу зрителей ценность работ и уникальность биографии армянского художника. Этому радостному открытию не помешает недостаточное освещение живописного зала, затемняющего работы, ведь межкультурная значимость выставки превышает дефицит экспозиционного света. Стоит отметить плавность перехода от живописной к документальной части экспозиции и особую теплоту и дружелюбность атмосферы, которую выставочному пространству придают фотографии и комиксы друзей Татевосяна. Зритель несомненно оценит важность проделанной кураторами Государственного музея Востока работы, ведь персональная выставка Татевосяна — впервые открылась в Москве. Конечно, при жизни художник участвовал в экспозициях «Мира искусства» и «Товарищества передвижных художественных выставок», но не выставлялся единолично, поэтому можно смело сказать, что в этом году у Татевосяна не только юбилей, но и дебют, ведь многие российские зрители его откроют для себя впервые.
Подготовила: журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использован автопортрет Е. Татевосяна 1907 года из собрания Музея-заповедника Поленово. Фото © armmuseum.ru