Камни-вишапы — загадка архаичной культуры Армянского нагорья

Камни-вишапы — загадка архаичной культуры Армянского нагорья

Земля Армении таит в себе множество исторических загадок. И одна из них — грандиозные камни-вишапы, изображающие рыб. Из массы памятников, найденных на территории страны, эти каменые стелы выделяются оригинальностью и позволяют увидеть черты местной древнейшей культуры, относящейся ко времени создания памятников-мегалитов эпохи неолита.

Вишап № 6. Фото из открытых источников

Вишап № 6. Фото из открытых источников

Вишапы принято считать менгирами — первыми рукотворными сооружениями, дошедшими до наших дней. Благодаря методам радиоуглеродного анализа и дендрохронологии учёные смогли установить возраст менгиров: в основном они относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.

Что касается менгиров Армянского нагорья, то это — гладко обтёсанные камни, достигающие в длину до четырёх с лишним метров. Армянские менгиры, как считается, связаны с куро-араксской археологической культурой, относящейся к III-II тысячелетию до н. э. и охватывавшей территории Северного Кавказа, Закавказья и прилегающих областей Ближнего Востока [современные: Азербайджан, Армения, Грузия, восток Турции и северный Иран. — Прим. ред.]. Первооткрыватель и исследователь куро-араксской культуры — советский археолог и этнограф Борис Алексеевич Куфтин всю жизнь увлечённо занимался изучением дольменов Кавказа. 

Вишап № 6, Аждаха-юрт. Ныне установлен перед Этнографическим музеем Армении «Сардарапат» в Армавире. Фото из архива: © EvgenyGenkin

Вишап № 6, Аждаха-юрт. Ныне установлен перед Этнографическим музеем Армении «Сардарапат» в Армавире. Фото из архива: © EvgenyGenkin

На территории Армении впервые менгиры были обнаружены в Гегамских горах. В народе эти камни получили название «вишапы». Изначально, как считают исследователи, они служили местом отправления культов духам воды. Впоследствии, отождествившись с культом водных драконов из мифологии и волшебных сказок, вишапы получили отрицательную коннотацию странных существ, граничащих чуть ли не с порождениями хтонического зла.

Нередко поверхность камней была испещрена рельефами в виде птиц, бараньих голов, переплетенных телами змей, быков изливающих воды из рта и клинописей. Первым эти мегалиты обнаружил Николай Яковлевич Маpр — российский и советский востоковед и кавказовед. Обстотоятельно изучив эти глыбы, учёный пришёл к выводу, что данные памятники устанавливались вертикально у истоков рек, питающих пастбища, у искусственных водоёмов и каналов.

Вишап, Сардарапат. Источник: Vstrokax

Вишап, Сардарапат. Источник: Vstrokax

Каким образом были обнаружены вишапы

Ещё в 1909 году Николай Яковлевич Маpр и его коллега археолог Яков Иванович Смирнов производили раскопки в Гарни. Там, в экспедиции, им на раскопе помогали местные жители, которые и поведали исследователям о каменных «вишапах», расположенных высоко в горах. Маpр и Смирнов весьма заинтересовавшись этими сведениями, организовали небольшое путешествие в горы Гегамского хребта. Оказалось, крестьяне из Гарни не обманули их. Найденные валуны действительно представляли научный интерес. Обнаруженные камни учёные определили как «мегалитические каменные изваяния на высокогорной кочёвке». Интересно что местные армяне называли сооружение «Вишапнер», в то время как проживавшие в этой же местности курды, дали своё навзание мегалитам, — «Аждаха-юрт».

Марр и Смирнов отметили, что, вероятно, ранее стелы были направлен остриями в небо, однако, к моменту обнаружения их археологами, уже были повалены на землю, причём большинство из валунов пришлось основательно откапывать. В процессе извлечения и были обнаружены их художественные особенности — преобладающая форма рыб, и, в отдельных случаях, испещрённость клинописями и рельефными изображениями.

Часть вишапа № 5, Аждаха-юрт. Фото из открытых источников

Часть вишапа № 5, Аждаха-юрт. Фото из открытых источников

Первая удачная находка вдохновила археологов и они преисполнились воодушевления продолжить поиски. Решено было исследовать и другие известные высокогорные стоянки — Токмаган-гёль и Гёль-юрт. И снова успех! Всего за один год изысканий экспедиции Марра удалось обнаружить 27 идентичных памятников-вишапов на стоянках Гегамского хребта. Вскоре аналогичные стелы были обнаружены и в других районах Армении, в частности, вблизи озера Севан, у подножья горы Арагац. Нашлись вишапы и в южной Грузии, и в восточной Турции. А изображения, отдаленно напоминающие их, — так называемые «вишапоиды» — найдены также на Северном Кавказе и в Монголии.

Н. Я. Марр с учениками в экспедиции (1912). Третий слева — Орбели. Фото из открытых источников

Н. Я. Марр с учениками в экспедиции (1912). Третий слева — Орбели. Фото из открытых источников

Что касается датировки вишапов, то изначально возникла путаница. Поскольку археологами вокруг вишапов не было обнаружено фрагментов древних поселений и остатков кострищ, то речи о том, что можно провести радиоуглеродный анализ не шло. Поэтому датировали по обнаруженному в Аждаха-юрте валуну, обозначенному как вишап № 1. Он был декорирован рельефами крестов и содержал надпись на армянском XIII века от РХ. На основании этой находки учёные отнесли вишапы к периоду не ранее I тысячелетия нашей эры. Однако, через некоторое время, в 1963 году в Гарни был обнаружен вишап инкрустированный урартской клинописью царя Аргишти I. Учёные пересмотрели датировку, определив время создания вишапов II тысячелетием до н. э. Датировка была уточнена армянским археологом Бабкеном Николаевичем Аракеляном в «Находках урартской клинописи».

Интересно, что большая часть найденных вишапов имеет форму рыбы, по виду напоминающую сома. Образ рыбы — обощённый, туловище проработано слабо, однако хорошо, как правило, читаются: глаза, рот, хвост и жабры. Некоторые вишапы имеют форму быка или барана.

Вишап № 2. Стоянка Имирзек Гегамского хребта. Фото из открытых источников

Вишап № 2. Стоянка Имирзек Гегамского хребта. Фото из открытых источников

Какой была дальнейшая судьба этих удивительных памятников архаичной Армении? Они — не просто свидетели древней исчезнувшей истории, страницу которой человечество давно перелистнуло, они повлияли на формирование этой истории. Очевидно, что вишапы оставили «прочный след» в коллективной памяти, как остроумно пишет об этом искусствовед Нонна Степанян. Вишапы стали «героями» множества армянских легенд, а исполненное культового значения отношение к ним очень долго не затухало — изображения вишапов можно найти в памятниках декоративно-прикладного искусства вплоть до XIX века. Особенно это касается ювелирных украшений и орнаментации тканей. Так что вишапы — истинные «долгожители» армянской культуры.

Журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использован снимок из из архива: © EvgenyGenkin.

На фото: Вишап № 2. Стоянка Имирзек Гегамского хребта. Фото из открытых источников

Источники:

  1. Очерки по истории искусства древней Армении (VI в. до н.э. — III в. н.э.) // Ереван: Изд-во АН Арм.ССР. 1976. с.288

  2. Пиотровский Б. Б. Вишапы. Каменные статуи в горах Армении, Издание Армянского филиала АН СССР, Ленинград, 1939

  3. Марр Н. Я., Смирнов Я. И. Вишапы // Труды Государственной Академии Истории Материальной Культуры, т. I, Ленинград, 1931

  4. Мещанинов И. И. Каменные статуи рыб — вишапы на Кавказе и в Северной Монголии // Записки Коллегии Востоковедов, I, Ленинград, 1926

  5. Степанян Н.С. «Искусство Армении. Черты историко-художественного развития». Москва, изд-во «Галарт», 2007

Камни-вишапы — загадка архаичной культуры Армянского нагорья