Василий Катанян и Владимир Маяковский: дружба и литература

Василий Катанян и Владимир Маяковский: дружба и литература

Василий Абгарович Катанян — писатель, литературовед, маяковед, собиравший и хранивший всё, что связано с наследием Владимира Маяковского. Благодаря его труду была написана «Краткая хроника жизни Владимира Маяковского», ставшая важным подспорьем для последующих исследований творчества и биографии поэта.

 

Василий Абгарович Катанян. Фотография Александра Родченко. Источник: muzeimayakovskogo.ru

 

Василий Васильевич Катанян о своём отце писал: «Мой отец, Василий Абгарович, с юных лет занимался литературой, писал стихи (кто в юности не писал стихов?) и выпустил в Тифлисе две маленькие книжечки с иллюстрациями тогда ещё безвестных своих товарищей Ладо Гудиашвили и Кирилла Зданевича. Они вышли с грифом знаменитого ныне издательства „41 градус“. Увлекался футуризмом, посещал „Фантастический кабачок“ — приют артистической и литературной богемы Тифлиса, похожий на петербургскую „Бродячую собаку“, о которой Ахматова писала».

 

Софии Мельниковой. Сборник «Фантастический кабачок». Тифлис, 1919 год. Источник: litfund.ru

 

Вместе с Кручёных и Терентьевым Илья Зданевич в 1917 году организует в Тифлисе «футуристический университет» под названием «41 градус». Литературная студия «Фантастический кабачок» была главной трибуной для выступлений «заумников». Это было место встречи русских, грузинских и армянских поэтов-новаторов, которые творили в 1917–1919 годах. Располагалось оно в полуподвальном помещении бывшей столярной мастерской на Головинском проспекте (ныне проспект Руставели). В сборнике были опубликованы стихотворения Василия Катаняна, Алексея Кручёных, Наталии Гончаровой и многих других. Алексей Кручёных в статье «Годовщина Фантастического кабачка» писал: «Здесь выступали не только поэты всех направлений, но и всех языков — вплоть до заумного и даже эсперанто!».

Некоторые страницы из сборника «Фантастический кабачок». Источник: litfund.ru

Василий Васильевич об этом периоде в биографии отца отмечает: «Про „Кабачок“ тоже писали и тогда и теперь: буквально вчера привезли мне шикарно изданный в Нью-Йорке факсимильный альбом Веры Судейкиной-Стравинской, что-то вроде „Чукоккалы“. Среди рисунков и стихов завсегдатаев „Фантастического кабачка“ Бориса Григорьева, Татьяны Вечерки, Сергея Судейкина я обнаруживаю два стихотворения моего отца — ему было тогда семнадцать лет».

 
 

Некоторые страницы из сборника «Фантастический кабачок». Источник: ВКонтакте

«Убийство на романтической почве», одно из стихотворений Василия Абгаровича, было проиллюстрировано Сигизмундом Валишевским. В 1919 году Катанян издал сборник с одноимённым названием, который проиллюстрировали Сигизмунд Валишевский, Кирилл Зданевич и Ладо Гудиашвили. Первый и единственный поэтический сборник был издан в издательстве «Феникс». В дальнейшем Катанян к поэзии больше не возвращался, посвятив себя литературоведению.

Блестящий кавалер танцует с дамой вскользь,

Слюнявый фрак и страшно белый лиф.

Сквозь едкий дым английских папирос

Вы тянетесь ко мне, чуть-чуть не Суламифь.

Ваш длинный взгляд от сладости лоснится,

Живёт душа, страдает каждый нерв!

Нет! в сторону любовь, и сердце, и Бодлер,

И вы, развратная и юная девица!

 

 

Василий Абгарович Катанян. Фотография Александра Родченко. Источник: wikipedia.org

 

Литературовед Александр Парнис сравнивал Катаняна с Маяковским, находя общие места в их биографии: «Подобно Маяковскому, в жизни Василия Абгаровича Катаняна (1902–1980) многое определили годы, проведённые в Грузии. Там он начал свой литературный путь как поэт и критик. В 1920-х годах он сблизился с литературно-художественными кругами Тифлиса и активно сотрудничал в местной печати. В шестнадцать лет он выпустил сборник стихов „Синим вечером“ (совместно с В. Кара-Мурзой) и вскоре стал членом „Цеха поэтов“ и членом „Союза русских писателей Грузии“, в следующем, 1919 году издал книгу стихов „Убийство на романтической почве“. Он участвовал в нашумевшем футуристическом сборнике Софии Георгиевне Мельниковой „Фантастический кабачок“ (1919), а также принимал участие в издании газеты „Искусство“. Впоследствии работал в Кавроста (с 1921 г.) и был несколько лет (1923–1927) заместителем директора издательства „Заккнига“».

 

Владимир Маяковский. Источник: РИА Новости

 

В 1920-х Василий Катанян посвятил себя литературе. В 1926 году в Тифлисе он публикует свою первую филологическую работу «Цензурные изъятия в „Воскресении“ Л. Толстого». С этого момента Катанян стал активно заниматься критическими статьями и фельетонами для газет. В 1927-м его жизнь кардинально меняется — он переезжает в Москву. Катанян вошёл в литературную группу Леф, возглавляемую Маяковским, был секретарём журнала «Новый Леф» (с июля 1927 года), затем состоял в группе Реф (1929–1930).

Журнал «Новый Леф». Из открытых источников

До этого Катанян уже приезжал в Москву. В 1923 году он познакомился с Владимиром Маяковским, что фактически предопределило всю его судьбу. Во время нескольких московских встреч возникла идея сотрудничества — Катанян предложил Маяковскому издавать книги в Грузии.

 

Коллаж с Владимиром Маяковским. Источник: Электронекрасовка

 

Сохранилось воспоминание о первой встрече в Москве, которое приводит в своей книге сын Василия Абгаровича:

«Маяковский сидел во второй комнате за большим чёрным письменным столом. Бритая голова, очень внимательные умные глаза. Галстук бабочкой. Общее впечатление от всего облика — величественное ощущение силы и чистоты. Почти такой, какого можно было разглядеть в фотомонтажах „Про это“. Сейчас он мирно ел манную кашу. Я поместился сбоку у стола, как на приёме у врача. Маяковский объяснил, что у него болит живот и потому он не может принять участия в общем пиршестве, доел кашу, откинулся на спинку кресла, вытянул ноги насквозь из-под стола и любезно осведомился — чем он обязан посещению?

Я рассказал Маяковскому, что его переводят и собираются ещё переводить на грузинский и армянский языки. Как он к этому относится?

— С восторгом, — сказал Маяковский. — А деньги вы платите?

Я объяснил, что литературной конвенции между республиками СССР не существует, все народы могут свободно переводить произведения писателей великого русского народа, не платя им ни гроша.

Он слушал очень любезно:

— Чудесно! Но если вы не хотите мне платить, то что же вы от меня хотите?

— Вашего согласия на издание такого сборника. Хотя, строго говоря, мы можем обойтись и без вашего согласия.

— Нет, почему же? Я согласен. Переводите себе на здоровье.

На этом полуделовая часть беседы благополучно окончилась».

 

Оформление книги: Александр Родченко, 1926 год. Источник: togdazine.ru

 

В результате этой встречи в Тифлисе вышло несколько книжек Маяковского, среди них был «Разговор с фининспектором о поэзии». Обложку Василий Катанян заказал Александру Родченко. Катанян-младший пишет: «Тот сделал фотоколлаж, где для фининспектора снял Фёдора Раскольникова, того самого, посадив его в „три четверти“. Мало кто сейчас это знает».

В издательстве «Заккнига» вышли в 1926 и 1928 годах четыре книги Маяковского, подготовленные Катаняном: «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сифилис» (все — с фотомонтажами Родченко) и «Что ни страница, то слон, то львица» (с иллюстрациями Зданевича).

 

В.А. Катанян. Рисунок Маяковского, 1929. Источник: mayakovskiy.lit-info.ru

 

Основной труд Василия Абгаровича Катаняна — хроника жизни Владимира Маяковского. Катанян создал её после смерти поэта, которая стала для него большим ударом. Он, друживший и работавший с Маяковским, разыскивал неизвестные тексты, обобщал и систематизировал новонайденный материал, подготавливал к печати и комментировал книги поэта, собирал факты и документы для его научной биографии. Александр Парнис пишет: «Катанян ставил перед собой цель создать не только книгу справочного характера для специалистов-литературоведов, но также — и даже прежде всего — книгу для чтения». Поэтому его текст строится по иным принципам, нежели обычные биографии. Катаняну было важно показать поэта с человеческой стороны, ориентируясь на документальные материалы, воспоминания и свидетельства.

 

Виктор Шкловский, Лиля Брик и Василий Катанян на открытии выставки в музее Владимира Маяковского. Источник: russiainphoto.ru

 

Корней Чуковский отмечал: «…Вы прислали мне Вашу великолепную книгу. Я утонул в ней, как камешек в море. Смотрю на часы — пропало моё рабочее утро… В книге есть одна особенность, которой Вы, может быть, не ощущаете: изящество, стройность — гармония всех частей. Огромная исследовательская работа… книга читается как роман…».

В предисловии к пятому изданию Виктор Шкловский писал: «Книга Катаняна — не фонарь, который несут перед идущим поездом, это фонарь для людей, которые прокладывают новые пути. Катанян был младшим товарищем Маяковского, и он тоже прожил нелёгкую жизнь. Маяковский рисовал Катаняна, и к этой книге можно было бы приложить портрет Катаняна, который сделал поэт. Хроника, созданная Катаняном, набрасывает карту новых миров, ведёт по местам, пройденным поэтом и ещё не освоенным читателем, показывает необходимость слов Маяковского, широту этих слов и неизбежность явления Маяковского. Может быть, это чертёж будущей великой книги. Это начало великого пути».

ИСТОЧНИКИ:

1. Катанян В.В. Лиля Брик. Жизнь. — Москва : Изд-во «Захаров», 2016.

2. Катанян В.А. Вокруг Маяковского / В.А. Катанян ‖ Вопросы литературы. — 1997. — № 1.

3. Катянян В.А. Маяковский. Хроника жизни и деятельности ‖ А. Парнис. О В.А. Катаняне.

Фото обложки: Василий Абгарович Катанян. Фотография Александра Родченко / muzeimayakovskogo.ru

Василий Катанян и Владимир Маяковский: дружба и литература