Художник Валерий Полотнов: «Армения была моей давней мечтой»
На днях в заметаемой снегом Москве мне и нашему фотографу Александру довелось побывать в мастерской художника Валерия Полотнова — из зимней столицы мы ненадолго перенеслись в осеннюю Армению. Кусочек тёплой армянской осени, застывшей на живописных полотнах, Валерий Павлович привёз из своей прошлогодней сентябрьской поездки в Армению. В стране Мартироса Сарьяна, творчество которого было знакомо ему ещё со студенческих лет, художник побывал впервые. А, как известно, Армения неизменно покоряет и поэтов, и художников. Ереван, Хор Вирап, Нораванк, Севан… Впечатлённый красотой Армении, Валерий Павлович, художник русского пейзажа, вернувшись в Москву, создал свой цикл армянских картин.
— Валерий Павлович, расскажите о вашей поездке в Армению.
— Армения была моей давней мечтой. Хотел там побывать ещё с институтских времён, когда начал профессионально заниматься живописью. Тогда мы, студенты, стали знакомиться с именами армянских художников, а через них нам открывалась и сама Армения. Мартироса Сарьяна и его картины знали по всему Советскому Союзу.
Через студентов-армян, с которыми я учился, знакомство становилось более близким. А однажды подружился с хорошей армянской семьёй врача Филиппа Вартаняна, я даже давал его детям уроки рисования. С тех пор и началось моё погружение в историю армянского народа, но съездить в Армению мне тогда так и не удалось. Студенческие будни, стройотряды… С Арменией меня также связывает семейная история. Мой брат, строитель по образованию, помогал ликвидировать последствия Спитакского землетрясения в 1988 году.
Пришло время, что не поехать в Армению уже было нельзя. Филипп Вартанян, к сожалению, ушёл из жизни. Остались его жена Гаяне, дети и внуки. Однажды Гаяне предложила мне и моей жене: «Поедем ко мне на родину, в Ереван…». Мы согласились. Как раз в тот год я прилетел из Хакасии, тоже в сентябре. Сразу через неделю после этого мы поехали в Армению. Жили в самом центре, на улице Сарьяна, буквально рядом с музеем. Рано утром я просыпался и отправлялся изучать Ереван, впитывал всё, что видел — прекрасный город из туфа. У нас был замечательный гид. И с погодой повезло, было солнечно. Поля, горы, тысячелетние храмы и вечность… Хочу снова съездить в Армению. Первая поездка больше ознакомительная, теперь же нужно вникнуть.
Валерий Павлович Полотнов
Народный художник России (2011)
Родился в 1949 году в селе Стрелка Нижегородской области. В 1973-м окончил художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института, в 1980-м — МГХИ имени В.И. Сурикова (мастерская профессора Д.К. Мочальского). С 1981 года участвовал в московских, всесоюзных, всероссийских и международных художественных выставках. Работы художника хранятся в музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции, США, Испании, Италии, Японии, Англии, Китае.
«Пейзаж — основной жанр Полотнова. Его образы символичны. Деревенский храм, дорога в поле, излучина реки часто встречаются в его живописи, вызывая множество ассоциаций. Варьируя сходные мотивы, Полотнов достигает разнообразия в композиции, в эмоциональном звучании своих произведений, обнаруживая неисчерпаемость вечных тем и сюжетов».
Александр Муратов. «Созерцание сердцем»
Валерий Полотнов [альбом]. Москва : Издательство М-Сканрус, 2009
— Какие впечатления произвела на вас, художника, природа Армении?
— Я увидел бескрайние просторы, покрытые лёгкой дымкой и с вкраплениями охристых, синеватых и фиолетовых оттенков. Здесь, в России, я люблю писать воздух через пространство, и в Армении было то же самое. Конечно, летом там более насыщенные цвета. Но я больше люблю осень, как и Пушкин.
Не мог я не зайти в Дом-музей Мартироса Сарьяна. Кстати, Сарьян был очень дружен с замечательным русским художником Аркадием Пластовым. Ульяновский музей часто проводит выставки Пластова и Сарьяна.
Я счастлив, что прикоснулся хотя бы немного к древней и высокой культуре армянского народа. Какие у вас музеи! На площади Республики изумительная картинная галерея, а какой прекрасный Музей русского искусства. В Армению нельзя приезжать наскоком, там нужно пожить. Нужно приезжать и весной, и летом, и осенью, и зимой.
— Есть места, которые вам больше всего понравились в Армении?
— Мне всё понравилось. Знаете, люди часто не замечают вокруг себя красоту, которая их окружает, не видят рай, в котором живут. Для них всё это привычно, они погружены в свои повседневные дела. А когда начинаешь рисовать, они говорят «как красиво». Тогда я им предлагаю оглянуться на красоту, открывающуюся им каждый день. «Мы привыкли», — отвечают они, ведь это у них в крови. Мы, художники, в таких ситуациях, может быть, чуть-чуть «открываем» им глаза. Я же в свою очередь приблизился к прекрасной стране, её людям и природе.
— Вы — художник русского пейзажа. В ваших работах тихая красота, много света и воздуха. Перенося армянский пейзаж на холст, что вам хотелось отразить и передать?
— Я хотел просто хотя бы немного запечатлеть увиденную мною красоту. В природе Армении и России я заметил что-то очень близкое. Чистейший воздух, марево в жаркие дни — это и у нас есть. В Армении, как и в России, я смотрел через воздух. Мне нравится изображать воздух таким, как говорят, «чтобы атомы летали». В Армении я это тоже увидел.
— Главный герой ваших картин — пейзаж. Почему?
— Я и портреты пишу, в основном стараюсь брать близких людей или тех, кто чем-то заинтересовал меня. В моих пейзажах люди могут присутствовать, хотя их очень мало. Но ведь когда художник пишет пейзаж, то это уже присутствие человека, его отношение. С другой же стороны, человек есть и его нет, а природа вечна.
— Среди ваших армянских работ есть портрет. Кто на нём изображён?
— Да, я увидел этого человека, когда мы ездили в монастырь Хор Вирап. Побродив по окрестностям, вдруг встретил одного мужчину, возможно, он был нищим. Мы разговорились, он оказался очень умным человеком. Затем я, с его разрешения, сделал маленькую карандашную зарисовку с него и сфотографировал. Приехал домой — и написал его портрет.
Беседовала журналист, редактор Рипсиме Галстян
Фотографии © Александр Мощаков