Как император Николай I внезапно нанес визит в мастерскую Айвазовского

Как император Николай I внезапно нанес визит в мастерскую Айвазовского

В марте 1847 года Иван Константинович Айвазовский оставался в Санкт-Петербурге, где у него прошла первая персональная выставка, после которой художник получил звание профессора Академии художеств. В это же время состоялась встреча живописца с императором Николаем I. Почти легендарный рассказ об этой встрече был напечатан в дореволюционном журнале «Русская старина» в 1878 году.

Богдан Виллевальде. «Николай I с цесаревичем Александром в мастерской художника в 1854 году», 1884. Источник: Русский музей

Богдан Виллевальде. «Николай I с цесаревичем Александром в мастерской художника в 1854 году», 1884. Источник: Русский музей

Айвазовский собирался в Крым — занимался организацией сбора поклажи, продумывал детали поездки и перевоза прибавившихся за месяцы пребывания в столице вещей. Однако, в Феодосию ему не удалось уехать так скоро, как он планировал — пришел заказ от графини Бобринской. Высокопоставленная дама просила художника написать марину, на придуманный ею романтический сюжет — мужчина и женщина — греки по национальности, любуются закатом солнца на побережье. Все это предлагалось Айвазовскому реализовать в короткие сроки.

Иван Константинович приостановил дорожные сборы и с энтузиазмом взялся за работу. Однако, ему понадобились натурщики для изображения такого рода сюжета. Для создания образа эллинки, веселящейся в группе других греческих женщин, он пригласил обладавшую роскошной фигурой жену одного знакомого бельгийского адвоката. Супруга адвоката любезно согласилась позировать в полуобнаженном виде.

В первый же день сеанса, после завтрака с шампанским, Айвазовский приказал слуге никого не впускать и углубился в работу. Но вдруг в коридоре послышались шаги, дверь распахнулась, и в кабинет вошел сам император Николай Павлович. От удивления художник чуть не выронил кисть, но как был, с выпачканными в краске руками и с мольбертом, поспешил навстречу августейшему гостю. Смущенная неожиданным визитом натурщица, прикрывшись шарфом, подскочила со своего места. Император же с любезной улыбкой поприветствовал ее, не забыв шепотом поинтересоваться у художника, кто эта интересная собой дама, сообщив, что она «вовсе недурна».

Айвазовский рассказал Государю и о сюжете картины, и о заказчице. Как видно, обстановка и некоторые лица, присутствовавшие в мастерской, заинтриговали Николая Павловича, так как он ненадолго задумался, словно бы строя какие-то планы. Прощаясь с художником и натурщицей, император напомнил Айвазовскому и о своем заказе: «Смотри! Моря-то мне не забывай!».

Картина «Девятый вал» была приобретена императором Николаем I для Эрмитажа, а сейчас выставлена в постоянной экспозиции Русского музея в Михайловском дворце. Источник: Русский музей

Картина «Девятый вал» была приобретена императором Николаем I для Эрмитажа, а сейчас выставлена в постоянной экспозиции Русского музея в Михайловском дворце. Источник: Русский музей

Император иногда брал с собой Айвазовского на борт корабля во время небольших морских учений или круизов. «Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!» — говорил Николай I.

Интересно, что из всех российских императоров, с которыми имел дело Айвазовский, именно Николай I всегда демонстрировал большую щедрость, когда дело касалось покупки картин великого мариниста. Вот что писал сам художник. «Помню, как государь, осматривая одну из оконченных мною картин, изволил заметить, что изображенные на ней волны и всплески от ядер, падающих в воду, не совсем согласны с действительностью, а потому его Величество желал бы, чтобы я сделал некоторые исправления. Я позволил себе отозваться, что предпочитаю, вместо исправлений, написать новую картину. Князь Петр Михайлович Волконский, строгий блюститель экономии по министерству двора, поспешил предупредить меня, что вторую картину я обязан написать без всякого за нее вознаграждения. Даже без этого предварения я, конечно, и сам не упомянул бы о вторичной плате, но покойный император Николай Павлович, со свойственной ему истинно царской щедростью, приказал выдать мне и за вторую картину точно такое же вознаграждение, как и за первую».

Письмо министра Императорского двора и уделов В.Б. Фредерикса к И.К. Айвазовскому. Санкт-Петербург. 20 ноября 1898 ОР ГТГ. Источник: Tg-m

Письмо министра Императорского двора и уделов В.Б. Фредерикса к И.К. Айвазовскому. Санкт-Петербург. 20 ноября 1898
ОР ГТГ. Источник:
Tg-m

В интервью журналу «Русская старина» Айвазовский признавался: «Милость и благосклонное ко мне внимание императора были для меня велики и останутся навсегда незабвенны. По высочайшей воле мне, когда я писал виды морских сражений, давались всевозможные пособия от адмиралтейства: чертежи кораблей, рисунки оснастки судов, вооружения и т.д. Для доставления мне случая видеть полет ядра рикошетом по водной поверхности государь повелел однажды произвести при мне, в Кронштадте, несколько пушечных выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления моего с движениями военных кораблей во время морских сражений государь всемилостивейше предложил мне однажды присутствовать на морских маневрах на Финском заливе. Глубоко врезались в мою память эффекты отражения солнечных лучей в клубах порохового дыма, быстро взвивавшихся к небу или плавно расстилавшихся по поверхности залива».

Источники:

Иван Константинович Айвазовский. — М.: «Искусство», 1965.

Игорь Долгополов. Мастера и шедевры. — М.: «Изобразительное искусство», 1987.

Вагнер Л., Григорович Н. И.К. Айвазовский. — [Москва: Искусство], [1970].

К 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского. — Третьяковская галерея, Журнал.

В оформлении обложки использован портрет Николая I кисти Франца Крюгера

Как император Николай I внезапно нанес визит в мастерскую Айвазовского