Живописный мир художника Вагаршака Саркисяна

Живописный мир художника Вагаршака Саркисяна

Произведения Вагаршака Саркисяна, студента Ереванского художественно-театрального института, стали экспонироваться на художественных выставках с середины 1950-х годов. Спустя двадцать лет его назовут художником лирического темперамента. В 1980-м ему будет присвоено звание «Заслуженный художник Армянской ССР».

«Его произведениям чужда внешняя патетика. Об этом свидетельствуют многочисленные портреты, пейзажи и натюрморты, являющиеся выражением внутренних волнений и переживаний художника. Его „Гвоздики“ (1952), „Гвоздики и гладиолусы“ (1957), „Альпийские фиалки“ (1968), „Цветы Арагаца“ (1970), „Маки“ (1972) с их своеобразными цветовыми решениями и умелой композицией обладают каким-то трепетным настроением лирического свойства. Они наделены грустной улыбкой и внутренним лиризмом», — говорится во вступительной статье, открывающей каталог выставки Вагаршака Саркисяна в Доме художника Армении в 1974 году.

 

Вагаршак Саркисян (1924–2004). Фото: каталог выставки Вагаршака Саркисяна (Дом художника Армении, 1974)

 

Вагаршак Багратович Саркисян родился в 1924 году в Нахиджеване. Образование он получил в Ереване. В 1937-м поступил в Художественное училище имени Фаноса Терлемезяна. Однако учёбу ему пришлось прервать: началась Великая Отечественная война. В 1941-м начинающего художника призвали в армию.

После войны Вагаршак Саркисян демобилизовался и вернулся в училище, окончив его в 1947 году. Спустя два года поступил на живописное отделение Ереванского государственного художественно-театрального института. Будучи студентом, он участвовал в республиканских художественных выставках. Институт художник окончил с отличием в 1955-м. С 1956 года Вагаршак Саркисян — член Союза художников Армении.

Вагаршак Саркисян. Лесная дорога, 1956. Национальная галерея Армении

В 1967 году Вагаршак Саркисян от общества Чехословацко-Советской дружбы получил приглашение в Оломоуц и Прагу. В двух чешских городах открылась персональная выставка его графических работ. За организацию выставки Комитет Чехословацко-Советской дружбы наградил художника «Знаком почёта».

Через несколько лет, в 1973 году, Вагаршака Саркисяна вновь пригласили в Оломоуц. На этот раз его выставка живописных работ проходила в рамках международной выставки «Флора-73». На ней были представлены натюрморты, пейзажи и полотна, изображающие исторические и архитектурные памятники Армении. В последующем выставка Саркисяна из Оломоуца была перевезена в крупнейший промышленный центр Чехословакии — город Острава.

Вагаршак Саркисян.
1. Пасмурный день на Севане, 1968;
2. Пригородный пейзаж, 1971.
Национальная галерея Армении

В 1976 году работы Вагаршака Саркисяна представили в Бюраканской астрофизической обсерватории. В то же время редакция газеты «Комсомольская правда» организовала его персональную выставку в Москве. В 1989-м выставки художника проходили в США (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Фресно). Его работы также выставлялись в Польше, Франции, Португалии, Германии и странах Африки.

Важное место в творчестве Саркисяна занимал жанр портрета. В центре его внимания оказывались рыбаки, строители, учёные, писатели, деятели кино. Художник вёл «простое повествование о людях» — таких, какими он их воспринимает.

Вагаршак Саркисян.
1. Ереванские ночи, 1957;
2. В тоннеле ереванского метро, 1978.
Национальная галерея Армении

«Среди работ художника — картины, выполненные с пастельной мягкостью и с контрастами эмоциональных цветов темперы, со строгостью карандашного рисунка и с мощной лепкой нанесённых углём поверхностей. Эти средства помогают художнику при воплощении своих замыслов довести границы художественной выразительности от строгости, близкой к гравировке, до сочных цветов живописи», — писала о Вагаршаке Саркисяне искусствовед Маня Казарян.

Вагаршак Саркисян.
1. Зима, 1967;
2. Зима в селе Арагац, 1971.
Национальная галерея Армении

Вагаршак Саркисян — продолжатель традиции искусства своих учителей Ара Бекаряна, Эдуарда Исабекяна и Оганеса Зардаряна. Его пейзажи, как и натюрморты, «отличаются одной характерной особенностью — это своеобразные живописные четверостишия, под внешним спокойствием которых скрыто мягкое лирическое настроение». Названия этих работ подобраны соответственно характеру изображаемого пейзажа — «Осень», «Зима», «Осень в Дилижанском лесу», «Ереванские ночи», «Утро», «Зима в Аштараке».

Источник: Вагаршак Саркисян / Союз художников Армении ; Дом художника Армении ; составитель А. Титанян ; вступительная статья М. Казарян. — Ереван : Дом художника Армении, 1974.

Публикация подготовлена: Рипсиме Галстян

Живописный мир художника Вагаршака Саркисяна