Аврора Мардиганян — армянская Жанна д’Арк

Аврора Мардиганян — армянская Жанна д’Арк

Аврора Мардиганян, урождённая Аршалуйс Мартикян, родилась 12 января 1901 года в городе Чмшкацаг (провинция Дерсим, Османская империя). Она была третьим ребёнком в многодетной армянской семье, которая занималась производством шёлка. С ранних лет Аврора проявляла музыкальный талант. Ей, подающей надежды скрипачке, удавалось успешно совмещать учёбу с музыкой.

 

Аврора Мардиганян. Источник: am.sputniknews.ru

 

В 1915 году жизнь многих армянских семей навсегда изменилась. Аврора Мардиганян стала свидетельницей трагических событий. Во время Геноцида армян она потеряла некоторых своих родных. Вместе с матерью и оставшимися сёстрами её депортировали в Сирийскую пустыню. Такая же участь ждала и других армянских женщин. Трагедия целого народа, ранние потери, пережитая жестокость и рабство оставили глубокий след в жизни Авроры, однако она сохранила стойкое стремление помогать людям. 

 

Альберт Линч. Жанна д’Арк. Иллюстрация для журнала «Фигаро». Источник: wiki.org

 

Чудом спасшаяся Аврора Мардиганян, проданная в гарем, прошла через ад, чтобы вновь стать свободной. Порой Аврору сравнивают с Жанной д’Арк — национальной героиней Франции. Жанна д’Арк, также известная как Орлеанская дева, была участницей Столетней войны (1337–1453). Она командовала французскими войсками, благодаря её действиям удалось освободить осаждённый Орлеан. В 1430 году Жанна д’Арк попала в плен, затем была предана суду инквизиции и казнена. Впоследствии Орлеанскую деву реабилитировали, а позднее — канонизировали. Образ Жанны стал символом французского патриотизма.

 

Семейство Мардиганян. Источник: ararat-eskijian-museum.com

 

Когда все ужасы были позади, Аврора решила разыскать своего брата Вагана, переехавшего в США ещё до Геноцида армян. Девушка поставила перед собой две цели — не только найти брата, но и рассказать о трагедии, которую она пережила. В конце 1918 года её история привлекла внимание широкой общественности, а в декабре того же года Аврора опубликовала книгу «Растерзанная Армения» (Ravished Armenia). На обложке книги она была изображена в традиционной армянской одежде. В течение следующих двух десятилетий «Растерзанная Армения» многократно переиздавалась, общий тираж достиг около 900 000 экземпляров, включая издания на русском, испанском, голландском и польском языках.

В 1918 году режиссёр Оскар Апфель, работавший на киностудии Metro Goldwin Mayer в Калифорнии, взялся за съёмки немого фильма «Аукцион душ» (Auction of Souls). Эта картина стала первой киноработой, повествующей о Геноциде армян. В фильме было задействовано более 10 000 армянских жителей Южной Калифорнии (в том числе 200 детей), переживших эти трагические события. 

 

Коллаж, сверху кадр из фильма «Аукцион душ». Источник: sydneysbuzz.com

 

Были написаны три версии сценария. Первая состояла из 675 кадров, а последняя — из 531 кадра. Отснятый материал был досконально исследован послом США в Османской империи в 1913–1916 годах Генри Моргентау и британским государственным деятелем и правоведом Джеймсом Брайсом. Работа получила от них высокую оценку. Аврора Мардиганян выступила не только автором сценария, но и сыграла главную роль. Она также помогала с созданием костюмов, декораций и реконструкцией событий в кадре. 

 

Зрители у кинотеатра в 1919 году. Источник: anca.org

 

«Аукцион душ» впервые был показан 16 февраля 1919 года в нью-йоркской гостинице «Плаза» при содействии членов Американского комитета помощи Ближнему Востоку. На премьере присутствовало около семи тысяч человек, стоимость билета равнялась 10 долларам. Демонстрация фильма продолжалась неделю. После этого кинокартину показали в других штатах. Все доходы были направлены в Комитет помощи Ближнему Востоку. 

 

Реклама фильма «Аукцион душ». Источник: anca.org

 

Производство и показ фильма сталкивались с серьёзными трудностями, включая цензурные ограничения и критику со стороны общественности. Эксплуатация трагедии и самой Авроры для получения прибыли и усиления эмоционального воздействия через кино вызывала неоднозначные реакции. В периодике начала ХХ века различные деятели выражали свои опасения в связи с подходом, который избрали в Голливуде для разговора о Геноциде армян. После каждой премьеры Аврора выступала перед аудиторией, однако напряжение от воспоминаний о прошлом становилось слишком тяжёлым. Упав в обморок после показа в 1920 году в Буффало, она больше никогда не появлялась на публике. Вероятно, это было связано с тем, что Аврора находилась в состоянии постоянной ретравматизации, переживая трагедию заново с каждым показом. 

 

Из газеты начала ХХ века. Источник: armenianweekly.com

 

Надежды Голливуда превратить девушку в «кинозвезду» рухнули, а смена политических течений привела к тому, что в 1920-х годах книга и фильм начали исчезать из поля зрения. Полная версия фильма не сохранилась до наших дней. 

 

Аврора с мужем и сыном. Источник: ararat-eskijian-museum.com

 

Аврора вернулась в Нью-Йорк после случая в Буффало, а в 1929 году вышла замуж за Мартина Овеяна. В 1931-м у них родился сын Майкл. Однако своего счастья Аврора так и не обрела. Ей не удалось найти брата, а после смерти мужа она потеряла связь с сыном.

Сегодня Аврору Мардиганян вспоминают за её невероятную стойкость и стремление помогать, несмотря на страдания, через которые она прошла. Её пример служит вдохновением для многих поколений.

Мультипликационный фильм режиссёра Инны Саакян «Рассвет Авроры» (Aurora's Sunrise, 2022) во многом пролил свет на настоящую историю Авроры Мардиганян. В документально-анимационную картину вошли архивные материалы, включая интервью с самой Авророй. Создатели с первых кадров погружают зрителей в переживания героини. Фильм делится на две части, раскрывая сначала ужасы, пройденные юной Авророй, а затем касаясь экранизации произведения «Растерзанная Армения».  

 

Афиша фильма «Рассвет Авроры». Фото: Bars Media Documentary Film Studio

 

Фильм Инны Саакян «Рассвет Авроры» получил положительные отзывы критиков и зрителей, оценивших глубину отражения истории Геноцида армян и жизни Авроры Мардиганян. Работа была представлена на нескольких международных кинофестивалях. «Рассвет Авроры» стал не просто биографической картиной, но и честным рассказом о человеческой стойкости и личной трагедии.

Источник: «Растерзанная Армения» / НАН РА Музей-институт Геноцида армян. — Ереван, 2015.

Аврора Мардиганян — армянская Жанна д’Арк