Тарковский и Армения: о точках соприкосновения в день рождения режиссера

Тарковский и Армения: о точках соприкосновения в день рождения режиссера

4 апреля 1932 года родился Андрей Тарковский. «Я родился 4 апреля 1932 года на Волге, в городе Юрьевце Ивановской области. Отец мой — Тарковский Арсений Александрович, поэт, переводчик, член Союза советских писателей. Инвалид Отечественной войны, орденоносец. Мать — Вишнякова Мария Ивановна — сейчас работает корректором в типографии им. Жданова…», — из анкеты Андрея Тарковского при поступлении во ВГИК. В день рождения режиссера вспоминаем о культурных и дружественных связях Тарковского с армянскими деятелями искусств.

Символизм и влияние Довженко. Тарковский и Параджанов

Параджанов и Тарковский встретились в 1966 году, когда Андрей Арсеньевич приехал в Киев в связи с премьерой «Андрея Рублева». Незадолго до этого, практически одномоментно, в начале 1960-х, два молодых режиссера обращались в киноискусстве к работам Довженко. Влияние на творчество обоих Александра Довженко признавали и сами режиссеры. К примеру, в «Катке и скрипке» и «Иванове детстве» Тарковского видим яблоки как метафорический символ и реверанс к «Земле» Довженко. Параджанов же использовал метафору яблока в «Тенях забытых предков». Режиссер «переплел» языческие и христианские традиции, вероятнее всего, автор сделав отсылку на яблоки как на библейский символ измены. В дальнейшем яблоки в творчестве Сергея Параджанова плавно подменятся гранатом.

После выхода первого полнометражного фильма Андрея Тарковского в 1962 году Сергей Параджанов ввел новое правило для гостей в своем киевском доме: «С сегодняшнего дня я буду пропускать домой только тех, кто посмотрел фильм Тарковского “Иваново детство”!» Позже он напишет о Тарковском в дневниках: «Своим учителем я считаю молодого и удивительного режиссера Тарковского, который даже не понял, насколько он гениален в “Ивановом детстве”».

Сам Тарковский будет завидовать своему старшему «ученику» (Параджанов старше Тарковского на восемь лет) уже по другому поводу. В воспоминаниях Катаняна о встрече Параджанова и Тарковского читаем: «Он делает не коллажи, куклы, шляпы, рисунки или нечто, что можно назвать дизайном. Нет, это другое. Это гораздо талантливее, возвышеннее, это настоящее искусство. В чем его прелесть? В непосредственности. Что-то задумав, он не планирует, не конструирует, не рассчитывает, как бы сделать получше. Между замыслом и исполнением нет разницы: он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в начале его творческого процесса, доходит до результата, не расплескавшись. Доходит в чистоте, в первозданности, непосредственности, наивности. Таким был его „Цвет граната“»

 

Сергей Параджанов, «Ночная птица Тарковского», 1987. Дом-музей Сергея Параджанова в Ереване.

 

В своей книге «Запечатленное время», изданной в Германии, Андрей Тарковский, в частности, писал: «В истории кино мало гениальных людей — Брессон, Мидзогути, Довженко, Параджанов, Бунюэль… Ни одного из этих режиссеров нельзя спутать друг с другом. Каждый из них шел своим путем — возможно, что с известными слабостями и странностями, но всегда ради четкой и глубоко личной концепции».

Параджанов и Тарковский крепко дружили, а критики вечно проводили параллели между ними. Когда-то Тарковский выщипал все желтые цветы на поляне, чтобы снять нужный ему цвет. Параджанов же выкрасил скалы в Закарпатье синькой, когда снимал свою украинскую любовную историю в «Тенях забытых предков»…


«Солярис» Станислава Лема. Андрей Тарковский и Сос Саркисян

Сос Саркисян впервые повстречал Андрея Тарковского на пробах в «Солярис». «Время многое стерло из памяти, и я затрудняюсь определить, как именно началась наша дружба. Беседовать с Андреем, общаться с ним было радостью», — вспоминал советский актер. Они вместе ездили по Армении: Андрей Тарковский искренне восхищался хачкарами и храмами, любил армянский коньяк и просил своего друга читать ему Григора Нарекаци в оригинале, а затем переводить на русский язык.

Уже после выхода «Соляриса» на экраны Сосу Саркисяну попалась недовольная статья. Ее авторам не понравилось, что роль доктора Гибаряна досталась именно ему. «В романе Лема персонаж по фамилии Гиб-Ариан отнюдь не армянин, непонятно, чего ради надо было превращать его в армянина и отправлять в космос…» — негодовали они. Эти слова задели Саркисяна. Обидой он поделился с Тарковским, но что тот ответил: «Великодержавная дурь, плюнь и разотри. Мне нужен был армянин. Точка». Тарковский видел в образе армянина неразрывную связь с родной землёй, тоску по родине, что было предопределено самой историей.

 

Сос Саркисян в роли доктора Гибаряна. Кадр из фильма «Солярис»

 

В воспоминаниях Соса Арташесовича читаем:

— Значит, так, Сос Арташесович… — он выговорил мое отчество с трудом. Я перебил: у армян, говорю, отчества не в ходу, зовите меня по имени.

— Вот и хорошо, — сразу согласился он, — но с условием, вы тоже зовите меня на армянский манер, по имени. Роль у вас небольшая, но важная. Гибарян кончает самоубийством, поскольку понимает — нельзя тащить с собой в космос наши земные грехи. Ведь они всюду с нами, куда мы ни пойди, даже в космосе. Ну и совесть к тому же… Да, совесть…

Андрей умолк, чтобы я сказал свое, но мне хотелось послушать его, было любопытно, как Тарковский работает с актерами.

— В космос надо выходить с чистыми руками, — продолжил он. — С чистой совестью… Гибарян, кроме всего прочего, тоскует по родине, и мы постарались окружить его всякой всячиной, которая напоминает ему об Армении, ее церквах и природе. Он и сигареты с собой взял армянские, в отсеке у него ваш «Арин-Берд»…

 
 


«Сегодня звонил Вам весь вечер…». Письмо Тарковского в поддержку сценария Баграта Оганесяна

Из статьи Елены Долгопят узнаем об эпизоде, связанном с еще одним армянским актером «Соляриса», Баграте Оганесяне. В 2004 году в апрельском номере журнала «Искусство кино» были опубликованы «Хроники Тарковского. «Солярис». Дневниковые записи с комментариями» киноведа, друга Тарковского Ольги Сурковой. В одной из глав она подробно описывает съемки эпизода «Соляриса», в котором Оганесян сыграл роль профессора Тархье. Кроме того, Суркова упоминает (в скобках) о роли, сыгранной Оганесяном, в «Андрее Рублеве»: «Баграт играл крошечную роль — испанского гостя в сцене "Освящение колокола"».

 

Кадр из фильма «Терпкий Виноград», 1973. Реж. Баграт Оганесян

 

Публикация Долгопят вводит в научный оборот письмо Тарковского Иосифу Маневичу, главному редактору «Мосфильм», преподавателю Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК). В письме Тарковский просит оказать помощь в продвижении сценария Баграта Оганесяна, проходившего стажировку на съемках фильма «Андрей Рублев»:

15 января

Уважаемый Иосиф Моисеевич!

Сегодня звонил Вам весь вечер, но не дозвонился. А большая нужда с Вами встретиться по делу. Беда в том, что через час я уезжаю в Ленинград, в командировку. Поэтому извините, что обращаюсь не лично, а письмом. Дело в том, что к Вам на консультацию по поводу сценария приехали или того и гляди приедут кто-то из Армении. Дело в том, что сценарий этот предназначался для Баграта Оганесяна (я очень хорошо его знаю, это мой стажер-режиссер, работавший на «Рублеве», которого я очень высоко ценю). Кажется, там (в Ереване) кто-то интригует и отодвигает Баграта от этого сценария. Я только что звонил в Ереван — мне сказали, что от Вашего мнения очень много зависит в судьбе Б. Оганесяна. Умоляю, сделайте что-нибудь возможное или невозможное для того, чтобы ставил сценарий (по поводу которого с Вами консультируются) Оганесян. Тем более, что они все время имели отношения связи друг с другом: сценарий и режиссер Б. Оганесян. Помогите, прошу Вас!

Уже несколько лет пытаюсь всячески помочь Баграту, а постановка, которая наметилась, может сорваться из-за того, что кому-то из местных гангстеров захотелось заграбастать чужой замысел. При возвращении из Ленинграда позвоню и объяснюсь членораздельнее.

Всегда готовый к услугам Андрей Тарковский

Письмо было передано в архив Музея кино Еленой Маневич, дочерью Иосифа Моисеевича. Атрибутировано и прокомментировано — Еленой Олеговной Долгопят, писателем, сценаристом, научным сотрудником Государственного центрального музея кино.

Для нас публикация этого письма чрезвычайно важна, поскольку дает понимание о месте армянского режиссера Баграта Оганесяна в советской кинематографической системе, а также поскольку она помогает восполнить биографические данные о персоне.

Цит. по: Долгопят Е. О. «Сегодня звонил Вам весь вечер…» Письмо Андрея Тарковского // Телекинет, 2022.
Фотография на обложке:
radiovan.fm

Тарковский и Армения: о точках соприкосновения в день рождения режиссера