Арам Хачатурян: «Мы в известной мере опустошаем себя… И в наших учениках — без преувеличения — часть наших богатств»

Арам Хачатурян: «Мы в известной мере опустошаем себя… И в наших учениках — без преувеличения — часть наших богатств»

Арам Хачатурян много лет посвятил педагогической деятельности и вдохновлял учеников находить уникальный музыкальный стиль. Он был убежден, что композиции научить невозможно, но можно дать направление молодым композиторам. В материале расскажем об отношении Арама Ильича к преподаванию и об учителях, которые повлияли на его подход.


Будучи студентом…

Свой путь в музыке Арам Хачатурян начал поздно — в 19 лет. В 1921 году он приехал из Тифлиса в Москву и поступил на биолога. Брат Арама Хачатуряна, Сурен Хачатурян, известный мхатовский режиссер, приобщил его к творческой жизни столицы. 

Арам Хачатурян в молодости. Источник: Виртуальный музей Арама Хачатуряна

В столице Арама стремительно охватила жизнь творческой элиты, которая повлияла на его вкусы в музыке и искусстве. В воспоминаниях он написал об этом времени: 

«Теперь представьте себе: провинциальный юноша, только начавший изучать основы ремесла музыканта, велением судьбы сразу оказывается в самой гуще артистической жизни Москвы в период, когда появляется новая, массовая публика, выдвинувшая новые требования к театру, киноискусству, литературе, музыке».

Первый год жизни в Москве Арам Хачатурян продолжал учебу на биологическом отделении и готовился к вступительным экзаменам в класс виолончели Музыкального техникума им. Гнесиных. Первое время он совмещал учёбу в двух заведениях, но спустя три года оставил биологию ради призвания в музыке. 

Учителя в жизни Хачатуряна 

В 1925 году он перевёлся из класса виолончели в класс композиции, который вёл ученик Николая Римского-Корсакова — Михаил Гнесин. Пора приобщения с композиторским искусством началась с этого класса, именно в упомянутый период Хачатурян начал создавать первые произведения под руководством Гнесина. 

Михаил Гнесин, как вспоминал Хачатурян, придавал особое значение идейному замыслу сочинений, прививал воспитанникам любовь к фольклору и развивал гармоническое чутье, вкус к импровизации. Но самое важное — ценил в учениках проявление индивидуальности. 

Михаил Гнесин со своими учениками. Источник: Sputnik Mediabank

Наиболее важное значение в жизни Хачатуряна занял композитор и новатор Николай Мясковский, чей класс он окончил в 1929 году. Как пишет музыковед Георгий Тигранов: «Мясковский был учителем в самом высоком смысле слова, учителем не только мастерства, но и самой жизни. Под его руководством Хачатурян овладевал тайнами профессионализма». Николай Яковлевич заложил принципы, которыми руководствовался юный композитор в дальнейшем как в своей музыке, так и в педагогической деятельности. 

Николай Мясковский и Арам Хачатурян. Источник: Sputnik Mediabank

Хачатурян ценил Мясковского как человека, который существенным образом на него повлиял: 

 «Выдающийся русский композитор Николай Яковлевич Мясковский — мой незабвенный учитель — с необыкновенной чуткостью и глубоким пониманием направлял мою музыкальную мысль по пути познания всего богатства русской и западной классической музыки, по пути освоения профессионального композиторского мастерства, не стремясь при этом нарушить или изменить то живое ощущение национальной музыкальной стихии, которая была впитана мною с молоком матери. Наоборот, он всячески предостерегал меня от утери живого чувства ориентировки в ладово-интонационной и ритмической сфере музыки Востока».

Композитор-педагог не всегда был согласен с тем, что делали его ученики, но ценил их проявление индивидуальности в музыке и формирование собственного стиля. Мясковский говорил: «Интересно заниматься со студентом, когда знаешь, чего он хочет. Я не могу решать за ученика. Важно, как он слышит». Этот подход повлиял на Хачатуряна, который видел, что настоящий педагог не учит музыке, а направляет и углубляет знание.

Хачатурян великий педагог  

Арам Хачатурянна уроке в ГМПИ имени Гнесиных. За роялемМикаэл Таривердиев. Источник: Фонд музея-квартиры Елены Фабиановны Гнесиной

Педагогическую деятельность Арам Ильич начал в 1950 годы в Музыкальном институте имени Гнесиных и Московской консерватории имени Чайковского. Долгие годы он вёл класс композиции и создал собственную композиторскую школу.

Принципы своих учителей композитор вложил в свою практику. Каждый педагог стремился раскрыть талант студента, направить к поиску собственного языка в музыке. Это было важно для Арама Ильича, и когда он сам стал преподавать: 

«А ведь преподавание сочинения — особая дисциплина. То, что вложил педагог-композитор в сочинения своего студента, навсегда потеряно для него. Он уже никогда не воспользуется этими идеями в своем творчестве. Поэтому я глубоко убежден: ни в одной другой области педагогики учитель не отдает ученику больше, чем отдаем мы, композиторы, своим питомцам — будущим композиторам. Мы отдаем им не только сумму знаний, но часть самих себя, часть своей фантазии, своего воображения, своей души». 

Арам Хачатурян со студентами. Источник: Sputnik Mediabank

Он всегда подчеркивал, что учит не педагог, а сама музыка. Учитель только направляет юного композитора вслушаться. Но всё остальное принадлежит и зависит от ученика, который вбирает в себя знания и опыт. Пережитое человеком воплощается в музыке в этом Арам Хачатурян был убежден. Он говорил: «Чем больше жизненных впечатлений - тем больше творческих замыслов, тем интереснее и содержательнее их воплощение»

Среди его учеников были люди, ставшие впоследствии талантливыми советскими композиторами: Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич. Хачатурян активно поддерживал творческое развитие Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна и Эдварда Мирзояна. Ученики Хачатуряна не похожи друг на друга, но всех их связывают тёплые воспоминания об учителе, который, в строгом смысле, их ничему не учил. 

Арам Хачатурян с молодыми композиторами около здания Союза композиторов СССР. Источник: Театр Алексея Рыбникова

 «От ученика я прежде всего требую инициативу. Я готов скорее простить ему технологические погрешности, чем отсутствие собственных мыслей», —

Арам Хачатурян

Своими учениками из класса композиции он гордился. За ростом каждого наблюдал, учитывая всю сложность обучения композиции. Композитор придерживался мнения, что необходима творческая солидарность между учителем и учеником, а это достигается с трудом. 

 
 

На уроках Арама Ильича Хачатуряна (урок первый). Режиссер: Юрий Альдохин

«Ученики это ведь тоже моя жизнь», —

Арам Хачатурян 

Послание Арама Хачатуряна Алексею Рыбникову. Источник: Театр Алексея Рыбникова

Он считал, что талант молодого композитора нельзя сковывать в рамки, и у каждого студента при кропотливой работе сформируется свой стиль: 

«”Сделать” композитора нельзя. Да это и не входит в задачу преподавателя композиции. Я должен учить студента законам музыки. Но не только. Я, педагог, отвечаю за его формирование и как художника, и как гражданина. Это самое главное».

 
 

На уроках Арама Ильича Хачатуряна (урок первый). Режиссер: Юрий Альдохин


Источники: 

Арам Хачатурян. Статьи и воспоминания. Москва : Советский композитор, 1980.

Арам Хачатурян. О музыке, музыкантах, о себе. — Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР, 1980.

Арам Хачатурян. Страницы жизни и творчества (из бесед с Г. М. Шнеерсоном) / Редактор Г. М. Шнеерсон. — Москва : Советский композитор, 1982.

На обложке — Арам Хачатурянна уроке в ГМПИ имени Гнесиных. За роялемМикаэл Таривердиев. Источник: Фонд музея-квартиры Елены Фабиановны Гнесиной

Арам Хачатурян: «Мы в известной мере опустошаем себя… И в наших учениках — без преувеличения — часть наших богатств»