Научное наследие Семена Абамелек-Лазарева: археологические исследования в Джераше

Научное наследие Семена Абамелек-Лазарева: археологические исследования в Джераше

В Туле издан сборник материалов, посвященных князю Семену Семеновичу Абамелек-Лазареву (1857–1916). В него вошли тексты докладов, которые были прочитаны в рамках Международного научно-просветительского круглого стола «Личность в истории. Князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев. 165 лет со дня рождения». Круглый стол состоялся 24 ноября 2022 года в Музейно-выставочном комплексе Тульского кремля. Среди материалов сборника, изданного по результатам работы круглого стола, есть две статьи Армянского музея Москвы. Это тексты докладов Карины Сиразовой «Научное наследие С.С. Абамелек-Лазарева. Археологические исследования в Джераше» и Рипсиме Галстян «С.С. Абамелек-Лазарев — покровитель образования и церкви. Благотворительность и армянская культура». Статья Р. Галстян уже вышла на сайте музея, а сегодня мы публикуем статью К. Сиразовой.

Портрет князя С.С. Абамелек-Лазарева кисти художника А.В. Исупова

Семен Семенович Абамелек-Лазарев вошел в историю конца XIX — начала XX века как крупный российский промышленник и меценат. Однако не менее значимый вклад князь внес в изучение археологических памятников Ближнего Востока: спустя 13 лет после открытия Пальмирского таможенного тарифа [4, с. 197] он отправился в новое путешествие. Целью Абамелек-Лазарева был Джераш, или Гераса — древний город на севере современной Иордании, открытый лишь в начале XIX века и к моменту поездки князя практически не изученный. Так, Семен Семенович стал одним из его первых исследователей [6, с. 131] и в 1897 году опубликовал научную работу «Джераш. Археологическое исследование князя С. Абамелек-Лазарева».

Вид с колонн главного храма.
Фото Семена Абамелек-Лазарева, опубликованное в его книге 1897 г. © из архива Карины Сиразовой

«Главною моею целью была поездка по мало посещаемым местностям Палестины и Сирии и обозрение чудных развалин ныне мертвых городов. Мне хотелось посетить развалины Джераша и Петры Аравийской, которые вместе с Пальмирою и Баальбеком составляют самые величественные памятники греко-римской культуры на Востоке», — писал князь, отмечая, что эти поражающие своими размерами памятники зодчества не могут не убедить в былом могуществе римских цезарей и силе греческой культуры [1, с. 1]. Однако увидеть своими глазами эти древние города, подчеркивал Абамелек-Лазарев, мог не каждый путешественник его времени из-за «длинных переходов в пустыне, к тому же не безопасных вследствие вечных междоусобий среди бедуинских племен и постоянно враждебных отношений бедуинов к турецкому правительству» [1, с. 2].

Джераш. Археологическое исследование князя С. Абамелек-Лазарева © из архива Карины Сиразовой

Петру князю посетить не удалось, поэтому, прибыв в конце февраля 1895 года в Яффу, он сразу направился в Джераш [1, с. 2]. Все свое путешествие — дорогу, впечатления от встреч с бедуинами, найденные в Джераше надписи и подробный разбор каждой, а также историю города — князь описал в «Археологическом исследовании». Книгу, изданную по возвращении из поездки, едва ли можно назвать исключительно научной работой. Труд Абамелек-Лазарева — это целый синтез жанров.

Первая глава близка к путевым заметками и интересна как подробным изложением пути в Джераш, так и живописными, даже художественными описаниями окрестностей. «С 1895-го года от Бейрута до Дамаска — 9 часов езды по живописной железной дороге… затем еще шесть часов железнодорожной езды (100 верст) из Дамаска прямо на юг до Мзериба… От него до Джераша всего восемь часов езды верхом», — отмечал путешественник [1, с. 2]. Эти сведения о пути, по словам князя «весьма удобном», не только дают современным исследователем представление о том, насколько трудной и опасной была дорога к Джерашу, но и характеризуют Абамелек-Лазарева как человека целеустремленного и терпеливого, не страшившегося «лишений на Востоке» [1, с. 4]. И, конечно, примечательны описания рек и холмов, долин и ущелий, которые раскрывают князя — знатока истории — еще как человека, способного и оценить, и передать красоту природы: «Узкая долина, поросшая олеандрами в полном цвету, с величественными, крутыми, покрытыми густым лесом откосами гор» [1, с. 5].

Развалины ворот в пропилеях от храма Солнца.
Фото Семена Абамелек-Лазарева, опубликованное в его книге 1897 г. © из архива Карины Сиразовой

Прибыв в Джераш со своим спутником Петром Николаевичем Семеновым в сопровождении двух бедуинов в качестве охранников, князь остановился у черкеса Хамди-бея. Сочинение Абамелек-Лазарева открывает занимательный факт из истории города: в его окрестностях жили и занимались хлебопашеством порядка 800 черкесов из Нальчика [1, с. 7], переселенных туда в 1878 году [5, с. 78]. «Первый из памятников Джераша, видный издали, это — триумфальные ворота с тремя арками, — описывал автор [1, с. 5]. — Здесь нет таких грандиозных зданий, как Пальмирский храм Солнца… самые высокие колонны большого храма достигают лишь 12 метров, но общее впечатление все-таки грандиозное, между прочим и по живописности местности» [1, с. 6].

Стоит отметить, что князь увидел Джераш приблизительно таким, каким его в 1806 году открыл немецкий исследователь Ульрих Зеетцен — с постройками, частично скрытыми под толстым слоем песка и земли, благодаря чему часть из них и сохранилась после землетрясения VIII века. Первые археологические раскопки руин начались в 1907 году [6, с. 1] — спустя десятилетие после публикации работы Абамелек-Лазарева, — поэтому некоторые его суждения о ценности или величественности сооружений теперь можно назвать спорными. Сейчас Джераш, который называют Помпеями Востока, считается одним из наиболее крупных уцелевших городов древнеримской архитектуры. И хотя у князя не было возможности полностью оценить все сокровища Джераша, который перед современными путешественниками и исследователями предстает совсем иным, о чем свидетельствуют и фотографии, привезенные Абамелек-Лазаревым из поездки, он с большим интересом приступил к изучению надписей, а также подробному описанию колоннады, театров, храмов, триумфальной арки и других построек.

Южный театр: сцена.
Фото Семена Абамелек-Лазарева, опубликованное в его книге 1897 г. © из архива Карины Сиразовой

Примечательно также рассуждение Абамелек-Лазарева о состоянии древних памятников и бережного отношения к ним, которое подчеркивает, что князь был истинным ценителем искусства и беспокоился о сохранении исторического наследия. Он отмечал, что сооружениям Джераша грозит опасность в том числе и из-за черкесского поселения, так как многие древние обломки были использованы в качестве материала для постройки домов [1, с. 10]. «Помимо землетрясений часто и войны превращали цветущие города в груды развалин; а еще разрушительнее стихий действовала на памятники древности медленная порча их», — писал путешественник [1, с. 8]. По мнению князя, в опустевших городах сооружения сохранились лучше, а «там, где жизнь и культура не прекращались, там люди ничего не пощадили» [1, с. 9]. Так, памятники Неаполя, Коринфа, Константинополя, Смирны и других древних городов либо были использованы для новых построек, либо уничтожены. Абамелек-Лазарев добавил: «Понятны такие поступки, где царствует мрак и невежество. Но сколько памятников погибло от так называемых реставраций, сколько других погублены раскопками и приведением их в так называемый порядок» [1, с. 9]. Князь раскритиковал методы французского археолога Жака де Моргана, открывшего свод законов Хаммурапи, который в погоне за древнеегипетскими драгоценностями безжалостно дробил крышки саркофагов. Абамелек-Лазарев лично видел эти варварские, по его мнению, приемы, которые Морган, директор «Службы сохранения древних памятников в Египте», перенял у разорителей могил [1, с. 9].

Развалины малого храма и вид на северо-восток от него.
Фото Семена Абамелек-Лазарева, опубликованное в его книге 1897 г. © из архива Карины Сиразовой

Вторую главу путешественник посвятил истории Джераша — от первого упоминания местности в Ветхом Завете до конца XIX века. «Те немногие и скудные данные, которые мы имеем об этом городе, далеко не соответствуют великолепию и обширности развалин, свидетельствующих о былом значении, богатстве и процветании города, здесь находившегося, и крайне недостаточны для восстановления былой жизни этого цветущего города», — подчеркивал он [1, с. 12]. Стоит обратить внимание на то, что князь приводит известные ему факты с точными, постраничными ссылками на труды различных исследователей. В конце книги представлена обширная библиография [1, с. 54]. Так, во второй главе Абамелек-Лазарев выступает уже настоящим ученым, который провел серьезную исследовательскую работу.

В третьей главе он описал и разобрал надписи, которые ему удалось зафиксировать. «Из найденный мною в Джераше надписей, большинство оказались изданными, но и в них по вывезенным мною эстампажам или фотографиям можно сделать кое-какие исправления», — пояснил князь, подчеркивая таким образом свой интерес к науке и нежелание присваивать заслуги других исследователей [1, с. 30]. Последняя, четвертая глава также посвящена надписям, но уже пальмирским. Их Абамелек-Лазарев смог запечатлеть на пути из Джераша в Бейрут. Здесь князь привел сообщение приват-доцента Санкт-Петербургского университета Бориса Александровича Тураева, к которому обращался за помощью с переводом [1, с. 51].

Современный Джераш. Фото: travelandleisure.com

Таким образом, «Археологическое исследование» Абамелек-Лазарева в Джераше раскрывает князя сразу с нескольких сторон. Он — и неутомимый путешественник; и истинный ценитель сокровищ древности, искренне желающий разгадать их тайны, но бережно и с большим вниманием к истории; и трудолюбивый исследователь, который без сомнения стал частью научного сообщества. И хотя поездка в Джераш, в отличие от Пальмиры, не принесла Абамелек-Лазареву новых открытий, его книга и сегодня, спустя 125 лет, считается одним из наиболее подробных описаний античных памятников Джераша в русской научной литературе [3, с. 223]. 

На обложке сборника — редкая фотография князя С.С. Абамелек-Лазарева, сделанная в Ясной Поляне в 1887 году (из коллекции Государственного музея Л.Н. Толстого)

Посмотреть трансляцию круглого стола «Личность в истории: князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев. 165 лет со дня рождения»: vk.com

Литература

  1. Абамелек-Лазарев С. С. Джераш. Археологическое исследование князя С. Абамелек-Лазарева. — Санкт-Петербург: тип. Евдокимова, 1897. — 140 с.

  2. Базиянц А. П. С. С. Абамелек-Лазарев / А. П. Базиянц / Պատմա-բանասիրական հանդես (Историко-филологический журнал). — 1982. — №2. — С. 221–225.

  3. Киселев И. А. Секреты дома Лазаревых (триптих). — Санкт-Петербург: ООО «Метропресс», 2015. — 256 с.

  4. Неклюдов Е. Г., Попова-Яцкевич Е. Г. Род Лазаревых. / Е. Г. Неклюдов, Е. Г. Попова-Яцкевич. — Екатеринбург: Издательский дом «Сократ», 2014. — 320 с.

  5. Ростовцев М. И. Караванные города / М. И. Ростовцев; пер., науч. ред., предисл. К. А. Аветисян. — Санкт-Петербург: Факультет филологии и искусств СПбГУ, Нестор-История, 2010. — 216 с.

  6. The Archaeology and History of Jerash. 110 Years of Excavations / A. Lichtenberger, R. Raja, T. Lepaon [etc.]; edited by A. Lichtenberger, R. Raja. — Turnhout: Brepols, 2018. — 280 с.

Научное наследие Семена Абамелек-Лазарева: археологические исследования в Джераше