Родион Нахапетов: «Отец был армянин, но я рос с мамой, она украинка»
В 1960–1970-х в Советском Союзе среди самых востребованных артистов был Родион Нахапетов. Его популярность была невероятна. У кинотеатров после выхода каждой картины с его участием выстраивались километровые очереди. Бывало, что Нахапетов снимался в двух-трёх фильмах ежегодно.
В начале 1970-х Родион Нахапетов решает сам снимать кино. Первые же его фильмы стали завоевывать призы всесоюзных и международных кинофестивалей. Первой полнометражной режиссёрской работой Нахапетова стал фильм «С тобой и без тебя» (1973), представленный им на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1975 году и позднее получивший премию ежегодного смотра фильмов «Фемина» в Бельгии. Среди других известных работ Родиона Нахапетова в качестве режиссёра — «На край света…» (1975), «Не стреляйте в белых лебедей» (1979), «Моя большая армянская свадьба» (2004).
Родион (Родин) Рафаилович Нахапетов родился 21 января 1944 года в украинском городе Пятихатки в Днепропетровской области. Его мать Галина Антоновна Прокопенко, по образованию учительница, была участником подпольной организации «Родина», действовавшей на Криворожье во время фашистской оккупации. Отец Родиона Нахапетова — горный инженер Рафаил Татэвосович Нахапетов. Он был руководителем одного из отрядов той же подпольной организации.
Летом 1943 года Галина Прокопенко получила ответственное задание — перейти линию фронта и передать Красной Армии сведения о расположении немецких войск на Криворожье. Эти сведения были собраны подпольной организацией «Родина». Выполнение задания стало тяжким испытанием для юной партизанки: она была изнасилована немецкими солдатами, отправлена в концлагерь, приговорена к расстрелу. Расстояние от Кривого Рога до города Сталино (ныне Донецк) Галя должна была преодолеть за две-три недели, но на этот путь ушло полгода. Положение девушки осложнялось тем, что, находясь в пути, она обнаружила, что ждёт ребёнка…
Галя возвращалась домой с советскими войсками и в разрушенном здании на узловой станции города Пятихатки родила сына, которому дала имя Родина.
Своего отца Родиону Нахапетову увидеть так и не довелось. Рафаил Нахапетов вернулся к семье, которая у него была до войны. Галина же так и не вышла замуж, полностью посвятив себя воспитанию сына.
До пятилетнего возраста мальчик жил у бабушки в селе Скелеватка (под Кривым Рогом). Галина учительствовала в различных сельских школах.
В 1950 году Галя вместе с сыном переезжает в город Днепропетровск, где она получила работу старшей пионервожатой и учительницы украинского языка в средней школе № 34. В этом же году, в возрасте шести лет, Родион (Родина) поступил в первый класс этой же школы.
Война подорвала здоровье Галины Прокопенко, в начале пятидесятых годов у неё обнаружили туберкулёз лёгких. Галина и её сын жили в бедности, не имели своего угла, и дирекция школы, где учился маленький Родион, приняла решение временно устроить мальчика в детский дом.
Родион провёл в детском доме города Новомосковска (Днепропетровская область) полтора года. За это время здоровье матери немного поправилось, к тому же школа выхлопотала ей маленькую комнату в коммуналке. И Галина забрала десятилетнего сына из детского дома.
Родион продолжил учёбу в школе № 34. За время своего пребывания в детском доме Родион стал драчуном, научился курить, сквернословить. Матери пришлось серьёзно потрудиться, чтобы привить мальчику любовь к книгам, к серьёзным увлечениям. Родион стал много читать. Записался в судостроительный кружок. Создав модель парусной яхты, Родион добился второго места на областном смотре. Он мечтал поступить в нахимовское училище. Но судьба распорядилась иначе. Однажды Родиона попросили сыграть медведя в новогоднем представлении. Надев медвежью маску, Родион принялся так грозно рычать, косолапить и выкрикивать медвежьи реплики, что школьники весело смеялись и бурно аплодировали. Родион вошёл во вкус. Ему захотелось повторить успех. Так он пришёл в драматический кружок, где его первым учителем стал Дмитрий Филиппович Брозинский, актёр Днепропетровского театра имени Шевченко. Брозинский сумел развить в мальчике способности к перевоплощению. Если в спектакле была роль какого-нибудь старика, или злодея, или необычного зверя, Дмитрий Филиппович тут же поручал эту роль Родиону.
В 1960 году Родион получил паспорт. Несмотря на то, что в свидетельстве о рождении значилось имя Родина, в паспортном столе решили, что правильнее будет не Родина (женского рода), а Родин. Родион спорить не стал. Родин стал Родионом только когда начал сниматься. Проверяя написание титров, редактор фильма решил, что произошла опечатка. И заменил имя Родин на более привычное — Родион.
В 1960 году Родион получил аттестат зрелости и отправился в Москву поступать на актёрский факультет ВГИКа. Набирали курс прославленные мастера кино Сергей Герасимов и Тамара Макарова, но набирали они не для себя (у них уже был курс), а для известного кинорежиссёра Юлия Райзмана, который был занят съёмками фильма и не мог присутствовать на экзаменах. То, что Родион умел изображать стариков, сыграло решающую роль. Герасимов и Макарова сразу же обратили внимание на шестнадцатилетнего мальчика, смешно прикидывающегося стариком (он читал отрывок из повести Максима Горького «Детство»). В 1960 году Родион Нахапетов стал одним из немногих счастливчиков, зачисленных на актёрский факультет.
Его мать, Галина Прокопенко, осталась в Днепропетровске, а Родион поселился в студенческом общежитии института кинематографии в городке Моссовета, в Москве.
…Много лет спустя в своей автобиографической повести «Влюблённый» Родион Нахапетов — уже известный актёр и режиссёр — расскажет о своей встрече в США с американским миллиардером и благотворителем Кирком Керкоряном. «Вы говорите по-армянски?» — спросит его Керкорян.
…Мы позвонили одному из богатейших людей Америки, хозяину киностудии «Метро-Голдвин-Майер» (МГМ) Кёрку Керкоряну. Буквально на следующий день нам была назначена встреча в студийном офисе. В дверях кабинета нас приветствовал сам всесильный магнат — элегантный и доброжелательный. На вид не более пятидесяти, но я уже знал: в Америке выглядят моложе своих лет.
— Как дела? — спросил он меня, как старого знакомого. — Рад встрече!
— Я… я тоже, — сказал я в ответ. — Я много слышал о вас, ещё в России.
Керкорян рассмеялся:
— Неужели? Я всего лишь владелец студии, не более того.
За спиной Керкоряна стоял целый ряд «Оскаров». Я указал на это золото:
— Вы столько сделали!
— Это студия. Я тут совершенно ни при чем. Признаться, я особенно-то и не лезу в творческие вопросы.
Это прозвучало искренне.
— Меня больше интересует, — продолжал Керкорян, улыбаясь, — как бы повыгоднее эту студию продать. И купить солидную авиакомпанию.
— Не слабо, — шепнул я Наташе.
— Вы говорите по-армянски? — спросил Керкорян.
— Нет, не говорю. Отец был армянин, но я рос с мамой, она украинка.
— Ах вот как! — сказал Керкорян.
Мы с Наташей коснулись последних фильмов МГМ. Керкорян не поддержал разговор. Тогда мы стали говорить об уникальной музыкальной фильмотеке МГМ — лучшей в мире. Тоже никакой реакции.
— Вы приехали в гости или по работе? — неожиданно спросил Керкорян.
— У меня есть несколько синопсисов, — сказал я. Керкорян улыбнулся:
— Понятно. Что ж, желаю удачи! И протянул на прощанье руку.
Мы ушли. До сих пор не могу понять, зачем ему нужна была эта пустая встреча. Любезность? В Голливуде — любезность? Трудно поверить. Может, армянская кровь? Да, но этих армян в Калифорнии как песчинок на пляже. Что же тогда?
Источники:
1. «Русский в городе ангелов». Документальный фильм к 75-летию Родиона Нахапетова
2. Родион Нахапетов. Биография ǁ rodionnahapetov.com
3. Родион Нахапетов. «Влюбленный» ǁ rodionnahapetov.com