Восток и армянское искусство в Национальной галерее Армении

Восток и армянское искусство в Национальной галерее Армении

Масштабная выставка «Восток и армянское искусство» открыта для посетителей до 28 февраля в Национальной галерее Армении. Экспозиция включает более 200 работ, представленных в разных жанрах и направлениях искусства. Кураторы попытались представить и реализовать необычную концепцию — наглядно показать, как столь разные по форме и жанру произведения армянских мастеров объединяет идея связи с Востоком. Уже само название выставки свидетельствует о присутствии ориентализма — направления в европейском искусстве рубежа XIX–XX веков, которому характерен не просто интерес к загадочным странам Востока, но ещё и более глубокое стремление приблизиться к корням и осознать эволюцию общечеловеческой культуры.

В. Суренянц «Саломея». Источник: yandex.ru

В. Суренянц «Саломея». Источник: yandex.ru

Что такое ориентализм? В искусстве ориентализм выражается обращением к восточным сюжетам, использованием стилистических приемов мастеров Востока — миниатюристов, живописцев, ковровых дел мастеров. Армения, будучи органичной частью региона, непосредственно связана с Востоком — через историю и культуру. Выставка показывает как самобытные армянские художники претворяют в творчество богатое историческое и эстетическое наследие.

В чём особенность выставки? Экспозиция хронологически построена так, что наглядно показывает проникновение восточных веяний от самых ранних по времени экспонатов — это копии миниатюр и фресок XIV–XVII веков. Представлены на выставке и иконы, наряду с произведениями портретного жанра.


В центре выставки — художники, в творчестве которых доминирует тема Востока. Суренянц, Сарьян, Коджоян, Якулов — мастера, чей интерес к искусству стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока не угасал на протяжении всей их жизни.


  1. Коджоян. 2. Сарьян. 3. Якулов. 4. Суренянц. Источник: yandex.ru

В чём особенность восточного гения армян? Вместе с тем, не каждый армянский художник — чистый ориенталист, так как многие отечественные мастера, помимо эстетики Востока, так же впитали дух европейской и русской школ. Именно поэтому, творческому гению армян присуще иное осмысление. Это: более сдержанная и строгая трактовка мотивов и форм, отсутствие слащавости и минимум экзотики. Элементам, присущим направлению, армянские художники предпочитают наполнение внешне заимствованных форм — национальным смыслом. Свидетельство тому — работы Вардгеса Суренянца, трансформирующего восточные темы в духе ориенталистических тенденций модерна. Диапазон источников, питавших Суреянца неизмерим — это и шумерские мифы, и события жизни его современников, и масштабные исторические темы. Склонность к драматизации и оригинальность пластического языка отличает Суренянца от других художников течения, определяет его место в иерархии мастеров национальной школы.

Приверженность к идеям модерна сближает с Суренянцом его младшего современника — Акопа Коджояна. Этого художника называли «волшебником линии», он прекрасно разбирался в культуре Востока и умел свободно интерпретировать эту тему в духе эпохи. Его характеризует склонность к стилизации, демонстрируемой не только живописными картинами, но и множеством графических работ.

Пожалуй, подлинным источником вдохновения Восток стал самого цитируемого художника Армении — Мартироса Сарьяна. Выставка в Национальной галерее наиболее полно представляет восточный этап творчества Сарьяна — от ранних символических композиций, до шедевров исполненных им после путешествия в Египет и Иран. Сарьян создает, новый, не имевших аналогов, неповторимый образ Востока. Трансформация опыта современного искусства и умение синтезировать, гипнотическая сила чувственного восприятия, придающая убедительность и цельность его картинам, позволяют назвать Сарьяна уникальным художественным явлением в современном искусстве.

Ещё один мастер, чьи картины можно увидеть на выствке — Георгий Якулов. Авангардист, теоретик искусства, обладавший неуемной фантазией и редким колористическим даром, он являет собой яркий пример органичного соединения традиций Запада и Востока.


Кураторы придумали рядом с работами Якулова разместить японские гравюры, чтобы зритель мог провести параллели и вообразить как через язык художественного образа мастер способен впитывать мир другой культуры, перерабатывая его через призму собственного видения и опыта. Этот диалог становится символом обновления — основой рождения языка авангардной культуры.


Групповой портрет — Мартин Петросян. Источник: dalma.news

Групповой портрет — Мартин Петросян. Источник: dalma.news

Художники нового времени. География выставки широка и отражает многообразие сложных переплетений культур на примере творчества мастеров XX-XXI веков. Это художники, принадлежащие разным поколениям и отличающиеся умением соединять разноплановые художественные явления. В творчестве этих художников восточный компонент приобретает опосредованный характер, придавая национальному искусству многомерность и новизну звучания.

Соотношения индивидуального и общего, прошлого и настоящего проявляются в полотнах Артура Ованнисяна, а так же в экспрессивных композициях Рубена Адаляна. Мы видим отблеск Востока в отвлеченных, интенсивных по цвету работах Роберта Элибекяна, и в пронизанном мистическим духом искусстве Мартина Петросяна. Восток многолик в своих отражениях, им окрашены чувственные, утонченные лики красавиц Тиграна Матуляна, он усложняется и множится в изысканных, исполненных созерцательности образах Александра Бажбеук-Меликяна.

Выставка, освещающая различные грани армянского мира искусств, объединяет художников разных эпох под знаком общей идеи и наглядно свидетельствует об открытости отечественной культуры и включенности её в стремительный духовный поток эпохи.

В оформлении обложки использован пейзаж Мартироса Сарьяна. Источник: forum.arimoya.info

Восток и армянское искусство в Национальной галерее Армении