«Армянка по рождению, чисто восточной красоты»: портрет Анны Абамелек на выставке в Музее русского импрессионизма
В Музее русского импрессионизма до 6 октября проходит выставка «Журнал красивой жизни». Экспозиция рассказывает о первом российском глянцевом журнале «Столица и усадьба», который издавался в Санкт-Петербурге в 1913–1917 годах журналистом и литератором Владимиром Крымовым. «Красивая жизнь доступна не всем, но она всё-таки существует, она создаёт те особые ценности, которые станут когда-нибудь общим достоянием. Хотелось бы запечатлеть эти чёрточки русской жизни в прошлом, рисовать постепенно картину того, что есть сейчас, что осталось, как видоизменяется, подчеркнуть красивое в настоящем», — обращалась в первом номере журнала к своим читателям редакция, убеждённая, что о радостном нужно говорить как можно больше, ведь в жизни его так мало.
На новой выставке Музея русского импрессионизма представлены произведения, которые обсуждались в статьях журнала «Столица и усадьба» и репродуцировались на его обложках и страницах. Экспозиция объединила 121 работу из 73 собраний России. В разделе выставки под названием «Усадьба в прошлом» можно увидеть акварельный портрет княжны Анны Абамелек, выполненный художником Александром Брюлловым в первой половине 1830-х годов.
Анна Давыдовна Абамелек происходила из двух знатных армянских родов. Талантливая поэтесса-переводчица родилась в 1814 году в семье князя Давида Семёновича Абамелека и Марфы Екимовны Лазаревой. Дома говорили на русском и французском языках, родному армянскому мать учила девочку с детских лет. В литературных кругах Анна обратила на себя внимание, когда ей было семнадцать. Поводом стали её переводы на французский язык стихотворения Александра Пушкина «Талисман» и поэмы Ивана Козлова «Чернец», опубликованные в 1831-м. Год спустя Анна Давыдовна была пожалована Николаем I во фрейлины императрицы Александры Фёдоровны. В 1835-м княжна вышла замуж за флигель-адъютанта Ираклия Баратынского, брата поэта Евгения Баратынского (в другом варианте написания — Боратынский).
О красоте и таланте Анны Абамелек писали Пётр Вяземский, Иван Мятлев, Иван Козлов, Сергей Глинка. Самым известным стихотворением-посвящением стали строчки Александра Пушкина, записанные им в альбом княжны 9 апреля 1832 года:
Когда-то (помню с умиленьем)
Я смел вас нянчить с восхищеньем,
Вы были дивное дитя.
Вы расцвели — с благоговеньем
Вам ныне поклоняюсь я.
За вами сердцем и глазами
С невольным трепетом ношусь
И вашей славою и вами,
Как нянька старая, горжусь.
В первой половине 1830-х к образу княжны Анны Абамелек обратился Александр Брюллов — архитектор, художник, брат Карла Брюллова. Александр Брюллов создал обширную галерею акварельных портретов, в основном женских. Наиболее узнаваемой его работой стал портрет Натальи Гончаровой, жены Александра Пушкина (1831–1832).
Отмечая особенности творчества Александра Брюллова, искусствовед Алексей Греч в статье «Акварельные портреты А.П. Брюллова» писал: «…в области краски, особое пристрастие художника к розовому тону. Его находим на платьях, лентах, в отделке, на нежных девичьих лицах, на обнажённых, покатых плечах. Другая излюбленная особенность брюлловских портретов — газ. Прозрачный и воздушный, он окутывает ткани, он лёгкой дымкой одевает фигуру, сквозь него просвечивают руки, плечи, ленты. Розовый тон и белый газ — это лейтмотивы акварелей Брюллова» («Среди коллекционеров», 1924).
В качестве одного из примеров Алексей Греч приводит портрет Анны Абамелек. В его характеристике он указывает: «Портрет кн. Абамелек любопытен ещё и как интересный образчик моды, сказавшейся особенно сильно в причёске с заколотой в неё стрелкой, в длинных, спадающих на плечи серьгах и вычурном ожерелье, прекрасно гармонирующем с красивым восточным обликом молодой девушки».
Портрет Анны Абамелек-Баратынской кисти Александра Брюллова известен в трёх вариантах. «Существование трёх вариантов одного портрета неудивительно. Среди фамильных портретов Лазаревых неоднократно встречаются и авторские повторения и копии портретов одного и того же лица, выполненные Лампи, Тропининым, Зарянко и другими художниками. <…> Портрет Анны Давыдовны мог быть заказан А.П. Брюллову сразу после пожалования во фрейлины, т. е. до мая 1833 года, или в период после ноября 1835 года в связи с предстоящей свадьбой. И в том, и в другом случае несколько вариантов портрета могли появиться не только потому, что художник перерабатывал композицию, добиваясь удовлетворяющего его решения, но и потому, что надо было послать портрет родственникам» (О.И. Михайлова. Портреты А.Д. Абамелек ‖ Временник Пушкинской комиссии. Ленинград, 1986. Вып. 20).
Все три варианта схожи по композиции, одинаковы наклон головы и положение рук героини портрета. Меняются украшения и элементы причёски, расходятся детали в изображении платья (фасон, цвет — белый, светло- и тёмно-розовый). Неизменным остаётся голубой бант фрейлинского шифра со стороны левого плеча Анны Давыдовны.
Вариант портрета, где Анна Абамелек изображена в нежно-розовом платье с длинными и объёмными рукавами «жиго», был воспроизведён на обложке 45-го номера журнала «Столица и усадьба», вышедшем 1 ноября 1915 года. Иллюстрация сопровождается подписью: «Княжна Анна Давыдовна Абамелек, в замужестве Боратынская, воспетая Пушкиным. Акварель из собрания князя С.С. Абамелек-Лазарева». Этот номер журнала открывала статья о доме князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева на Миллионной улице в Санкт-Петербурге.
Автор статьи, под псевдонимом Epée (фр.), рассказывает об интерьере дома князя. Особое внимание читателя он обращает на библиотечную комнату, «сплошь завешанную семейными портретами всяких размеров и времён, маслом и акварелью». В статье приводится фотография библиотеки. На снимке можно узнать две большие картины — портрет Христофора Екимовича Лазарева с женой и детьми (худ. Фердинандо Каваллери) и портрет супруги Семёна Семёновича — Марии Павловны Абамелек-Лазаревой (худ. Николай Богданов-Бельский).
Анна Абамелек приходилась Семёну Абамелек-Лазареву родной тётей по отцовской линии. В коллекции семейных портретов дома на Миллионной улице находился и тот её акварельный портрет, изображение которого издатели журнала «Столица и усадьба» поместили на обложку. «Интересны также портреты красавицы Баратынской: один масляными красками в натуральную величину, уже в немолодых годах, и два акварелью — прелестною юною девушкою с голубым бантом фрейлинского шифра на плече», — замечал Epée.
Посетителей выставки «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма ждёт вариант портрета не с журнальной обложки. В экспозицию вошла акварель, на которой Александр Брюллов изобразил Анну Давыдовну с украшающей лоб фероньеркой и в белом платье с короткими рукавами. «…армянка по рождению, принцесса Або-Мелик, чисто восточной красоты, чёрные глаза и шелковистые ресницы которой напоминают нам байроновские идеалы», — писал о ней немецкий путешественник Фридрих Гагерн в «Дневнике путешествия по России в 1839 году». Его слова могут послужить подходящим описанием этого и других портретов княжны, чей поэтический образ сохранился в литературе и искусстве.
Журналист, редактор Рипсиме Галстян
Фото обложки: А.П. Брюллов. Портрет А.Д. Абамелек, 1832–1835. Источник: wikimedia.org