От традиции к современной пластике: глиняное искусство Рипсиме Симонян
Рипсиме Симонян — керамист и художник декоративно-прикладного искусства. Тема Армении красной нитью проходит через ее творчество, оно вдохновлено народными сказаниями, ремеслами и костюмами. Художница работала в различных техниках, что позволяло ей наиболее полно выразить свое мировосприятие. О творчестве Рипсиме Симонян читайте в материале Армянского музея Москвы.
Рипсиме Левоновна Симонян родилась в 1916 году в городе Карс, одной из древних столиц Армении, с давних времен славившейся своими художественными ремеслами. Любовь к керамике проявилась в художнице еще в детские годы, поэтому в 1938 году она поступила в Тбилисскую Академию художеств на керамическое отделение скульптурного факультета в мастерскую к народному художнику Грузии Якову Ивановичу Николадзе. В 1943 году Рипсиме Симонян переехала с семьей в Ереван, где продолжала работать до конца жизни.
Все искусство художницы связывает одна большая тема — ее горячо любимая Армения. Она отражена в избираемых темах, национальной форме сосудов, характере орнамента. Образы Рипсиме Симонян берет из народных сказаний и произведений известных армянских поэтов — Ованеса Туманяна, Аветика Исаакяна и Егише Чаренца. В костюмах девушек разных районов художница ищет материал для орнаментов, украшающих ее сосуды, тарелки и скульптурные композиции.
Рипсиме Симонян часто посещала Исторический музей Еревана, в котором хранились коллекция древнейшего искусства Урарту, собрание керамики средневекового Двина и изделия армянских гончаров XVIII–XIX веков. Изучая эти предметы, художница ближе знакомилась с многовековой культурой своей страны и находила прообразы для будущих работ.
В ранний период творчества Рипсиме Симонян создавала кувшины и вазы, которым была свойственна простота объемов, скупость декоративного украшения, монументальность формы и тонкое чувство материала. Хотя эти сосуды имели бытовые функции, они были очень выразительны в художественном плане.
В 1960-е годы намечается интерес художницы к глазурям и фактуре поверхности, которая была то шершавой, то словно нечаянно облитой краской для обжига. Большинство работ этого периода выполнены в технике восстановительной глазури. Данный прием был известен с давних времен, однако Рипсиме Симонян изменила процесс таким образом, что ей удалось достичь удивительных расцветок с тонкими цветовыми переливами и нюансами. Соединение окислов серебра с медью и марганцем позволяли создать мягкие переходы от серого к зеленовато-красноватым оттенкам. Художница называла эту технику сказочно-поэтической глазурью.
Декоративная ваза. Фаянс, глина. 1960. Декоративная ваза. Шамот. 1968.
Источник: Василенко В. М. Рипсиме Симонян — М.: Сов. Художник, 1974
Скульптор видела в созданных на гончарном круге изделиях абрис человеческой фигуры, постепенно кувшины стали приобретать формы девушек. Армянские красавицы — излюбленная тема творчества Рипсиме Симонян. Девушки представляли собой сосуды для вина, декоративные скульптуры, а также встречались на рельефах.
Одни из первых антропоморфных кувшинов были выполнены в серии «Горис». Две ручки суда воспринимаются, как руки девушки за счет утолщения нижней части и сужения кверху. Черты лица намечены с помощью процарапывания глины. Кажется, что девушка держит три плоские чаши у себя на голове. Маленькие детали создают цельный образ девушки из Гориса.
Хотя Рипсиме Симонян работала с декоративными предметами, она чувствовала материал и объем, как истинный скульптор. Именно особое чувство пластики стало причиной, по которой в конце 1960-х годов художница начала использовать шамот — огнеупорную глину. Этот материал позволяет в полной мере отразить все творческие идеи , так как он дает возможность легко делать монументальные вещи — вазы, скульптуры, крупные декоративные панно. Художница сочетает шамот с восстановительной глазурью, за счет чего находит неожиданные пластические решения.
Рипсиме Симонян пробовала себя в больших формах, создавая скульптуры для парков и садов. Одной из таких является статуя «Арменуи», изображающая стоящую во весь рост девушку со сложенными на груди руками. Лаконично трактованная одежда контрастирует с выразительным глубоко сосредоточенным лицом. Кажется, что героиня сопротивляется сильному порыву ветра, который сдвигает подол её платья в сторону. Сама девушка остаётся неподвижной и не даёт стихии поколебать ее уверенность. Художница создает сильный образ армянской красавицы.
Рипсиме Симонян также создала монументальное рельефное панно «Цовинар», которое украсило стену над Ереванским озером. Рельеф представляет из себя изображение трёх фигур — царицы Цовинар и двух ее сыновей могучего богатыря Санасара и младшего Багдасара, играющего с голубем. Композиция строится на противопоставлении войны и мира. Красавица Цовинар выступает в роли примирительницы. Завершающим штрихом всей сцены являются две птицы, любовно прикасающиеся друг к другу. Они символизируют любовь и нежность.
Рельеф «Цовинар». Фрагменты. Источник: Василенко В. М. Рипсиме Симонян — М.: Сов. Художник, 1974
Творчество Рипсиме Симонян основано на обобщенности форм, монументальности, интересе к различным материалам. Художница не пытается подражать древним гончарам, она перерабатывает их опыт и создает произведения, выражающие ее восприятие Армении. В работах скульптор акцентирует внимание на материале и его возможностях, что является особенностью её искусства.
Полина Лохмоткина, Санкт-Петербургская академия художеств